Transparency International: в Грузии в предвыборный период используется административный ресурс

Международная неправительственная организация Transparency International обнаружила ряд тревожных тенденций в предвыборный период в Грузии, в том числе использование госресурса, запугивание активистов оппозиции, случаи подкупа избирателей.
Отчет «Анализ предвыборной ситуации» охватывает период с 1 октября 2011 года по 1 августа 2012 года, исследование проводилось во всех районах Грузии. Оно состоит из четырех основных частей — использование государственных правовых ресурс в предвыборный период, рассмотрение фактов давления по политическому принципу, использование государственных институциональных ресурсов в предвыборный период и анализ подкупа избирателей. Исследование было профинансировано Американским агентством по международному развитию (USAID) и Фондом Открытое общество — Грузия (OSGF).
Выборы в парламент Грузии и Верховный совет Аджарской автономии намечены на 1 октября. Выборы в высший законодательный орган страны, состоящий из 150 депутатов, пройдут по пропорциональной и мажоритарной системам.
Отчет 12 сентября представили один из авторов исследования Леван Натрошвили и исполнительный директор Transparency International-Грузия Эка Гигаури.
В Грузии с 2011 года очень сильно изменилось избирательное законодательство, был изменен закон о «Политических объединениях» и полностью переработан Избирательный кодекс, отметил Леван Натрошвили.
«Один из основных моментов касается использования административного ресурса. Наказание за это следует только тогда, когда назначают день выборов. Было зафиксировано много фактов использования административного ресурса, но так как это официально было до предвыборного периода, наказание по законодательству не следует», — отмечает Натрошвили.
В предвыборных встречах президента, по мнению авторов исследования, участвуют гражданские служащие и используются государственные транспортные средства в политических целях правящей партии.
В отчете также представлен блок о давлении на население по политическому принципу. По словам Левана Натрошвили, авторы исследования разделили эту тему на шесть категорий: увольнение с работы, запугивание, физическая расправа, тюремное заключение, препятствие в работе партии, давление на бизнес.
«Особый случай был связан с увольнениями с работы — больше всего фактов давления сбыло зафиксировано таким образом. Было зафиксировано 45 случаев, и большинство из них касаются сферы образования, государственных учреждений. Увольнение этих лиц всегда совпадало с тем, после того как они приняли участие в акции протеста, или просто в какой-либо активности оппозиционных политических партий. И когда их увольняли — в документации не была указана причина увольнения, получается без причины, что лишний раз подтверждает, что их уволили из-за их политических взглядов», — сообщил Леван Натрошвили.
Леван Натрошвили подчеркнул, что к лету тенденция увольнения людей снизилась, так как «массовые увольнения уже запугали других людей, так что те не высказывали свои политические предпочтения, и уже многие воздерживались от политической активности».
В отчете зафиксированы 12 фактов запугивания активистов оппозиционных партий, 5 фактов физической расправы со сторонниками оппозиции, 11 фактов арестов и задержаний по политическим признакам, 5 случаев давления на бизнес.
«Одной из тенденций стало запугивание активистов оппозиции. TI-Грузия выявлено 12 случаев запугивания оппозиционных активистов группой лиц, связанных с правящей партией «Национальное движение». Были случаи фактического преследования. Были случаи, когда сторонникам оппозиции дается «дружественный» совет прекратить свою политическую активность», — заявил Леван Натрошвили.
Transparency International-Грузия имеет координаторов в регионах, и все случаи нарушений проверяются, заявила Эка Гигаури.
Леван Натрошвили привлек внимание к фактам воспрепятствования деятельности оппозиционных партий. «Мы выявили много случаев, когда полиция и неизвестные лица использовали как словесные угрозы, так и физическое давление, чтобы предотвратить проведение предвыборных встреч оппозиционных партий», — привел свою точку зрения Леван Натрошвили.
Наиболее часто с проблемами сталкиваются активисты оппозиционной коалиции «Грузинская мечта», считают авторы исследования. По их мнению, местные органы власти пытались помешать коалиции «Грузинская мечта» на встречах с избирателями «с помощью комбинации физической силы и словесных провокаций».
Особое внимание в докладе обращается на непропорциональные санкции в отношении оппозиционных партий за нарушения закона. Хотя все основные партии были ответственны за нарушения правил финансирования партий, у оппозиционных партий значительно больше шансов быть оштрафованными.
Одним из ярких примеров, по словам Левана Натрошвили, стал случай с банком «Карту». «Раньше, по закону, если кредитор был не в состоянии выплатить долг банку, то банк имел право изымать его имущество, то, что было заложено. А к концу 2011 года внесли поправку в закон такого рода: если у должника есть долг и перед государством, то права продажи заложенного имущества — у государства, а не у банка. Это ставит банк под очень серьезный риск. Кажется, что этот закон для всех банков, но он коснулся исключительно только клиентов «Карту Банка». Остальные 18 банков ответили нам письменно, что у них таких случаев еще не было», — заявил Леван Натрошвили.
Присутствовавшая на презентации заместитель секретаря Межведомственной комиссии при Совете национальной безопасности Тамара Кинцурашвили прокомментировать представленный Transparency International отчет отказалась. По ее словам, по всем выявленным нарушением будут проведены расследования, но пока комментировать исследование она пока не может.
Вместе с тем в ходе презентации она попросила сотрудников Transparency International сообщать о фактах давления на избирателей. «Мы просим, если возможно, в тот момент, когда вы столкнулись с фактами увольнения, давления на людей, чтобы вы нам сразу же сообщали. Так, к примеру, в июне мы пресекли 7 подобных фактов, и этих людей восстановили на работу. Поэтому мы просим сотрудничества, чтобы реагирование на такие факты было более эффективным», — заявила Кинцурашвили.
«Кавказский узел»