Хабалова: симпозиум «Аланика» формирует позитивный имидж северо-кавказского региона

На Кавказе современное искусство до сих пор не имеет статуса, интерес к нему растет, а важным стимулом в его развитии является культурный обмен, заявили участники круглого стола «Институции современного искусства на Кавказе», прошедшего 14 августа в рамках международного художественного симпозиума «Аланика» во Владикавказе. В нем приняли участие специалисты из Азербайджана, Армении, Грузии, России, Турции, Великобритании.
Седьмой международный художественный симпозиум «Аланика» начал свою работу 1 августа во Владикавказе. В ходе него участники из Италии, Турции, Германии, Израиля, Сербии, Хорватии, Великобритании, Грузии и Азербайджана будут реализовывать в городе проекты в области современного искусства.
По словам куратора «Аланики», модератора «круглого стола» Берал Мадра, цель проведения симпозиума — вдохновить художников, вовлечь их в культурное пространство, обеспечить платформу для новых встреч и знакомств авторов из различных стран. Кроме того, подобное мероприятие — весомый вклад в туристический потенциал региона.
«Важно продемонстрировать по-новому осмысленное отношение к современному миру, выраженное различными художественными способами, через призму традиционных взглядом и культурных особенностей, ради возможности быть понятым,принятым в любом уголке мира, ради возможной универсальности», — обозначила главную цель симпозиума Берал Мадра.
«Нужно уделять больше внимания альтернативным формам образования в современном искусстве»
Берал Мадра подготовила для экспертов в области современного искусства вопросы, на которые они по очереди отвечали. Обращаясь к участникам «круглого стола» арт-критик спросила, как, на их взгляд, можно трансформировать существующую инфраструктуру в области искусства и, например, перенаправить интересы людей от исторического художественного искусства к современному?
Участница симпозиума «Аланика» Сабина Шахлинская из Азербайджана, имеющая обширный международный опыт в области художественного искусства, считает, что на Кавказе современное искусство до сих пор не имеет статуса.
«Легализация несет в себе существование необходимых институций для поддержки современного искусства — это образовательные программы, создание форм коллекционирования и презентаций современного искусства. Естественно, это коллекционирование, архивирование и так далее должно быть исследовано и описано с тем, чтобы быть представлено на мировой художественной современной сцене», — пояснила художница.
По мнению Шахлинской, симпозиум «Аланика» — «больше, чем просто симпозиум». «Невозможно недооценить роль репрезентативности этого мероприятия для общего доказательства статуса и в регионе, и его направленности локально-культурной политики на мирное развивающее культуру движение», — сказала она.
Сабина Шахлинская порекомендовала,чтобы местные институции больше внимания уделили альтернативным формам образования в современном искусстве.
По ее словам Русико Оат из Грузии, владелицы галереи современного искусства, на сегодняшний день в Грузии существует международная выставка «Арт истериум», куда приезжают художники со всего мира и представляют свои работы, «но там нет живого процесса, как здесь на «Аланике»». «Для меня в искусстве самым большим интересом на сегодняшний день является кавказский регион и те реальные процессы, которые происходят в наших странах», — добавила она.
По мнению Русико Оат, для того чтобы современное искусство не было маргинальным и появилась связь между его формами и методами, не обязательно создавать новые здания. «В наших городах и провинциях есть очень много старых культурных ячеек в виде каких-то музеев, и там существует очень много полезного материала, как раз абсолютно органичного для нас, для нашей истории, для нашей страны. Когда-то эти материалы тоже создавались людьми, которые делали искусство и культуру», — сказала она.
«Я просто думаю, что современные кураторы, модераторы, вместе с работниками музеев могли бы начать исследовать эти материалы и уже интерпретировать это все в современной форме. Я думаю, что это и будет одним из методов того, как приблизить публику к современному искусству», — считает Русико Оат.
По мнению участницы международного художественного симпозиума «Аланика» из Лондона Натальи Мали, самым важным является культурный обмен, которые получают участники «Аланики», общаясь друг с другом.
«Второй важной составляющей этого симпозиума является возможность произвести работу. Я действительно участвовала во многих международных фестивалях,но никогда не было такой действительно возможности производить работы», — сказала она.
В свою очередь представитель Центра современного искусства из Чечни Малика Исаева, отвечая на вопрос модератора «круглого стола» о том, как развить индустрию культуры в регионе, основываясь и трансформируя существующую инфраструктур, отметила, что этот процесс уже идет.
«Говорить о каких-то определенных стратегиях и тактиках весьма затруднительно, потому что мы живем в регионе, который в сущности сам находится постоянных каких-то перепетий, как в культурной,так и в политической жизни. Но тем не менее процессы происходят. Уже второй год Центр современного искусства занимается постоянно помощью,которая помогает нам освоиться в этом весьма новом, не совсем для Чеченской республики традиционном виде культурном сегменте», — поделилась Малика Исаева.
Заканчивая выступление, она сказала,что независимо от того,как четко обозначена ими стратегии, будущее у современного искусства есть. «Безусловно,мы пока интуитивно находим эту тактику,стратегию и я полагаю,что обязательно с каждым годом это все-таки будет вырастать в мощную структуру,которая будет весьма позитивно во всех направлениях культуры,искусства кавказского региона», — заключила она.
Министр культуры и массовых коммуникаций Северной Осетии Фатима Хабалова отметила,что сам факт проведения симпозиума «Аланика» в седьмой раз во Владикавказе свидетельствует об абсолютно правильно выбранном пути и позитивно влияет на имидж северо-кавказского региона.
«Год от года растет интерес, расширяется география участников и статус кураторов и участников нашего симпозиума. Рада, что наш симпозиум оказывает исключительно позитивное влияние на имидж северо-кавказского региона и вообще является репутационным мероприятием, потому что это одно из свидетельств того,что Кавказ ушел с тропы войны и уверенно идет по дороге мира».
Директор Центра современного искусства в Северной Осетии Галина Тебиева отметила возросший интерес к данному мероприятию со стороны простых простых жителей республики. Целью Центра современного искусства является популяризация современного искусства в регионе,не только в Осетии,отметила Тебиева.
«Наша цель-активизировать,искать какие-то группы художников,которые нацелены на генерацию проектов в области современного искусства, образовательные функции в том числе. У нас в планах такие экскурсионно- лекционные программы,которые мы решили назвать «Все об искусстве для современных детей и для современных родителей», то есть на всех наших выставках будут экскурсии, где наши специалисты будут рассказывать об экспонатах и отвечать на интересующие вопросы. Потому что современное искусство требует диалога с автором и мы готовы ответить на все вопросы», — рассказала директор Центра современного искусства в Северной Осетии.
В скором времени в республике появился фонд поддержки современного искусства.
По словам Галины Тебиевой, этот фонд будет некоммерческой организацией,который будет направлен на поддержку проектов культурных инициатив в разных областях искусства,включая визуальное искусство, театр,хореографию, архитектуру и так далее.
«Кавказский узел»