Индира Черджиева: на фестивале «Кунаки» представлены профессиональные работы

На проходящем в Черкесске фестивале документального кино и телевизионных авторских программ «Кунаки» представлены ленты разного уровня. На некоторых лентах приходится «голосовать ногами», другие не могут оставить равнодушным никого, рассказывают зрители фестиваля. 
VII фестиваль документального кино и телевизионных авторских программ «Кунаки» открылся в Черкесске 16 октября. Всего в оргкомитет фестиваля было подано 107 работ, их них предварительный отбор смогли пройти только 43 фильма и телепрограммы
Фестиваль документального кино и телевизионных авторских программ «Кунаки» свое название получил благодаря старинному кавказскому понятию — куначеству, означающему гостеприимство и дружбу между людьми разной национальности и веры. Цель фестиваля — способствовать формированию позитивного информационного пространства в интересах политической, социальной и этно-конфессиональной стабильности в регионе.
В рамках конкурсной программы зрителям было показано шесть фильмов
Лента «Сочи — город мифический и настоящий» режиссера Владимира Левина не вызвала большого интереса зрителей. В начале в зале было около 400 человек, но к концу демонстрации число зрителей уменьшилось на треть. По словам зрителей, они увидели то, что и раньше было известно и знакомо: памятники старины и современности, минеральные источники, самшитовая роща и прочие достопримечательности.
С первых кадров этого фильма было желание уйти из зала, сказал корреспонденту «Кавказского узла» житель Черкесска Алим. 
«Но вот досидел до конца. Единственное, что оставило зацепку, коротенький эпизод о том, что в Сочи жил известный в свое время писатель Николай Островский. Его произведения, как стало известно от авторов фильма, изъяты из школьной программы», — высказал свое мнение Алим, добавив, что за такие фильмы зритель «голосует ногами».
Напротив, при демонстрации фильма «Братья» режиссера Патимат Бурзиевой, снятого республиканской вещательной компанией «Дагестан», в зале не осталось ни одного равнодушного зрителя. В работе автор рассказывает о трех братьях, инвалидах с детства (диагноз — детский церебральный паралич).
Гусейн, Алиасхаб и Нухбек живут в селении Верхние Гаквали Цумадинского района Дагестана. Гусейн и Алиасхаб чинят машины и своими руками изготавливают запасные части для них, а Нухбек чинит все, что приносят ему сельчане: телевизоры, телефоны, утюги — всю бытовую технику, которая пришла в негодность. Нухбек всей технике дает вторую жизнь, а денег за свою работу, также как и его братья, не берет.
Кроме этого, братья научились играть на народных инструментах и теперь ни одно торжество в Верхних Гаквали не проходит без их участия. 
Фильм «Русская традиция» (автор Светлана Шендрик-Переславцева, фильм снят на ГТРК «Карачаево-Черкессия») было бы интереснее смотреть, если бы не было повторяемых эпизодов, не было неоправданных, утомляющих зрителя длиннот, отметила сотрудница местного телевидения Ася. 
В картине рассказывается о Якове Федорове, профессоре МГУ, известном археологе, этнографе, много лет работающем на раскопках на Северном Кавказе, который брал на воспитание мальчиков из бедных кавказских семей, сирот. Они жили в его семье в Подмосковье, оканчивали школу, университет и навсегда оставались верными и преданными человеку, которого они до самой смерти называли «ата», отец.
«Тема выбрана прекрасная, собеседники — Умар Эльканов, Рамазан Тебуев и другие — люди известные, с интересной судьбой, прекрасные собеседники, но снято все скучно. Хотя факты, озвученные в фильме заставляют самой найти материалы об этом уникальном человеке и его семье», — сказала собеседница «Кавказского узла», добавив, что главный плюс этого фильма — возникающее желание самому узнать о Якове Федорове и его воспитанниках побольше.
Ленте режиссера Тофика Шахвердиева «Поиски ваххабитов в горах Дагестана» (РЦСДФ и КП «Кинорежиссер», Москва) все зрители дали самые высокие оценки. Вместе с автором фильма и его героями зритель побывал в горных селениях Дагестана на уборке лука, картошки и моркови. Познакомились с русской женщиной Надей, которая вышла замуж за парня из Акушинского района и уже десять лет живет здесь. По специальности Надя агроном, но здесь для нее работы нет, кроме как по хозяйству. Ее муж на вопрос о ваххабитах отвечает, смеясь, «террористы-фундаменталисты здесь, на поле, не работают».
«Этот фильм надо смотреть, его трудно пересказывать. Невозможно найти слов, чтобы описать то настроение доброжелательности и гостеприимства, которое исходит от каждого персонажа этого фильма», — поделился зритель Муслим, вспомнив эпизод, когда молодая женщина, встретившись на горной дороге со съемочной группой, приглашает их в гости. «Барашку зарежем, шашлык сделаем, заходите, пообедаете», — приглашает она в свой дом москвичей.
Зритель рассказал, что ему запомнился один из последних эпизодов этого фильма. Камера показывает группу мальчишек на окраине села, во время разговора вдруг парнишка спрашивает режиссера: «Скажите, вас здесь хорошо встречали? К вам хорошо относились везде, где вы были?» И услышав утвердительный ответ с горечью в голосе спрашивает: «А почему, когда мы приезжаем в Россию, нас так не любят? Я летом приезжаю в Ростов, на каникулы. И никто из русских со мной не хочет играть. Почему?» — этот вопрос мальчика из далекого горного аула остался без ответа.
Фильмы о спорте были показаны на внеконкурсной программе
Еще до открытия фестиваля начался внеконкурсный показ фильмов, снятых в разное время на Северо-Кавказской студии кинохроники и посвященных предстоящей Олимпиаде в Сочи. Ленты представляла кинокритик Индира Черджиева.
«Эти фильмы в свое время были признаны лучшими и получили различные награды на престижных кинофестивалях документального кино в СССР и за рубежом. Операторы и режиссеры, которые являются авторами этих фильмов, входили в десятку лучших мастеров документального кино в нашей стране», — сказала, выступая перед зрителями, Индира Черджиева.
«Это работа Вадима Грунина и Вячеслава Гулуева «Плачьте, мальчики. Но не сдавайтесь» о том, как проходят тренировки и соревнования в знаменитой в свое время спортивной школе борцов имени Али Алиева. О поражениях и победах, о слезах обиды и моментах ликования», — рассказала критик. 
Также она рассказала вкратце о том, как снимался фильм «Белая магия черного пояса» (автор сценария Диана Плиева, режиссер-оператор Борис Насимов) о школе карате Бориса Кантемирова во Владикавказе. 
Сама Индира Черджиева автор фильма «Пятая сторона света», в котором рассказывается об уникальной спортивной школе-интернате по борьбе в Буйнакском районе, основателями, строителями, воспитателями которой стали Ольга и Гусейн Магомаевы.
А фильм о чемпионах мира по футболу команды параолимпийцев («Жить и побеждать», авторы фильма Евгений Пантелеев и Владислав Гулуев) Индира Черджиева предложила показать сборной России по футболу.
На второй день работы фестиваля зрители увидят еще 11 документальных фильмов.
Закрытие фестиваля документального кино и телевизионных авторских программ «Кунаки» намечено на 19 октября, сообщается на странице фестиваля в социальной сети «ВКонтакте», однако в программе возможны изменения, уточняют организаторы.
«Кавказский узел»