Саакашвили на новом посту «задаст тон для реформ»

Бывшему президенту Грузии Михаилу Саакашвили нашли новую работу: его решили сделать губернатором Одесской области. Кадровое решение выглядит, мягко говоря, весьма странным: руководство самой большой области Украины поручили иностранцу с неоднозначной репутацией, которого на родине разыскивают по ряду обвинений, в том числе за коррупцию. Проще было поверить в то, что это чья-то нелепая шутка. Однако новость, появившуюся в пятницу вечером, подтвердили сразу несколько официальных источников, а в субботу нового губернатора официально представил Петр Порошенко. Украинские эксперты теперь пытаются найти в этом хоть какую-то логику.
О новом назначении Саакашвили накануне рассказал пресс-секретарь президента Украины Святослав Цеголко. Он сообщил, что инициатива этого кадрового решения принадлежит Петру Порошенко и что она получила поддержку правительства Украины. Указ о назначении нового губернатора был подписан 30 мая.
Оставался вопрос о гражданстве — по закону руководить украинскими регионами могут только граждане Украины. Ранее Саакашвили отказывался занимать на Украине должности, для которых пришлось бы поменять грузинский паспорт на украинский. Однако в итоге все же решил принять гражданство Украины. Утром в субботу на официальном сайте Порошенко был опубликован соответствующий указ.
На известия о назначении отреагировал и сам Саакашвили, оставивший запись в фейсбуке. Однако какие-либо объяснения по поводу того, что, собственно, дает бывшему президенту основание считать, что он сможет работать на этой должности, там отсутствовали. Экс-президент ограничился признанием в любви к Одессе и ссылкой на песню «Шаланды, полные кефали».
Фактор Коломойского
Смена руководства Одесской области была, в общем, ожидаемой. До сих пор ее возглавлял Игорь Палица, которого связывают с Игорем Коломойским. Пару месяцев назад, когда украинская власть решила потеснить олигарха с занимаемых позиций (ограничить его влияние на крупные энергетические компании «Укрнафта» и «Укртранснафта») и добилась его отставки с поста губернатора Днепропетровской области, ходили слухи, что за ним может последовать и Палица. Однако свой пост он сохранил: в апреле администрация президента Украины заявляла, что менять одесского губернатора не планируется.
В мае о возможной отставке Палицы заговорили вновь. Поводом стали, в частности, события 9 мая в Одессе, где у памятника Неизвестному матросу прошла акция с георгиевскими ленточками и портретами Сталина, а затем последовала резкая отповедь украинским ура-патриотам, появившаяся у губернатора в фейсбуке (впоследствии она была удалена). Припоминали Палице и более ранний эпизод — скандал вокруг публикации его переписки с депутатом Верховной рады Виталием Хомутынником, в которой описывались коррупционные схемы.
С отставкой Палицы сфера влияния Коломойского уменьшается. Некоторые уже гадают, чем он может на это ответить. «Коломойский считает Одессу своей вотчиной, территорией, с которой он может получать очень хорошую прибыль. И это назначение он воспримет как камень в свой огород, — рассуждает политолог Богдан Безпалько. — Очевидно, что конфликт неизбежен. Коломойский может спровоцировать беспорядки… а может профинансировать антимайдан и попытаться сменить власть».
Нечто подобное предсказывали еще в марте, когда ожидалось, что в противостоянии с Киевом олигарх может использовать свое влияние на добровольческие батальоны и «Правый сектор». Однако предсказания не сбылись, обострять конфликт Коломойский не стал. 
Предполагалось, что отставка Палицы, как, собственно, и отставка самого Коломойского может стать результатом договоренностей олигарха с президентом Украины. Возможной компенсацией Коломойскому называли Одесский припортовый завод, Палице — должность в правительстве Украины или ведущую роль в избирательной кампании пропрезидентского блока на региональных выборах.
Временная фигура
Эксперты, предсказывавшие отставку Палицы, сходились на том, что на смену ему будет назначен человек из окружения Петра Порошенко. Называли, в частности, имя представителя президентской администрации Виталия Ковальчука. Этому критерию — близости к президенту — Саакашвили соответствует, а вот по другим возникают вопросы.
Ситуация в Одесской области осложняется целым рядом факторов. В прошлом году, когда началось противостояние в Донбассе, в ней видели потенциальный источник сепаратистских настроений. Там неоднократно происходили теракты. Наступлением на Одессу периодически грозят представители мятежных республик Донбасса. Добавило сложностей и обострение ситуации на границе с непризнанным Приднестровьем.
Помимо прочего, губернатор должен быть частью системы — взаимодействовать с Киевом, олигархами, силовыми структурами и так далее. Если он при этом не имеет собственного политического и административного веса, то рискует стать либо ширмой, за которой будут вести свои дела люди, имеющие реальное влияние на происходящее, либо инструментом, который такие люди будут использовать в тех или иных целях.
Некоторые считают, что именно в этом качестве Киев и собирается использовать нового губернатора. Например, для неких шагов в отношении близлежащего Приднестровья, откуда, как считает официальный Киев, исходит военная угроза. Другие оценивают губернаторский пост для Саакашвили как промежуточный — некий «трамплин» для назначения, к примеру, в правительство Украины. 
Версию о том, что бывший президент во главе области — «временная фигура», поддержал и Коломойский. В администрации Днепропетровской области отреагировали на назначение издевательским предсказанием, что Саакашвили, столкнувшись с «коррупцией, централизованной брехней и очковтирательством», превратится в «ярого украинского оппозиционера». И посоветовали запасаться попкорном.
Подследственный губернатор
В правящей украинской коалиции уверяют, что Саакашвили на новом посту «задаст тон для реформ» и покажет пример борьбы с коррупцией. Опыт реформ у бывшего президента, в самом деле, имеется — но совсем не факт, что он сработает на региональном уровне в другой стране. То же касается и коррупции — тем более, что в самой Грузии борьба с ней оказалась лишь частично успешной: на низовом уровне ее, в целом, удалось ликвидировать, однако элитная коррупция и давление власти на бизнес (включая откровенное вымогательство) никуда не исчезли. 
Вину за это возлагают, в том числе и на бывшего президента. Как выразился финансист Джордж Сорос, спонсировавший грузинскую власть после «революции роз», Саакашвили, находясь у власти, фактически превратил коррупцию в «государственную монополию».
Более того, сам Саакашвили остается подследственным. На родине он объявлен в розыск по обвинениям в превышении полномочий (дело касается разгона оппозиционных митингов и захвата телекомпании «Имеди»), организации нападения на оппозиционного депутата, попытках замять дело о резонансном убийстве и растрате бюджетных средств на личные нужды. Как раз в пятницу стало известно, что тбилисский суд отклонил ходатайство адвокатов Саакашвили и его соратников о прекращении их уголовного преследования.
Когда бывшего президента назначили внештатным советником Порошенко, это уже вызвало напряжение в отношениях Украины и Грузии. Теперь же человека, которого грузинские власти обвиняют в серьезных преступлениях, демонстративно назначают на государственную должность. Едва ли стоит удивляться, если в Тбилиси это воспримут, как пощечину.
Назначение, как полагает украинский журналист Виталий Портников, демонстрирует ограниченность кадрового ресурса Порошенко. Получается, что для ключевой должности у президента не оказалось более подходящего человека — с необходимым управленческим опытом и знанием местной специфики. По этому поводу уже выразили возмущение лидеры Радикальной партии, входящей в правящую украинскую коалицию. Назначение губернатором иностранца там назвали унижением украинской нации и плевком в лицо украинцам.
У нынешнего украинского руководства есть определенный опыт привлечения иностранных специалистов во власть. Однако в последнее время эту сферу сопровождают скандалы. Иностранцы уходят один за другим, обвиняя украинских чиновников в том, что те не дают им работать. «Главная причина — здесь все работает по старым принципам, — жаловался, в частности, Джаба Эбаноидзе, которого приглашали руководить Государственной регистрационной службой. — Многие реформаторы, приехавшие в Украину из-за границы, чтобы использовать свой опыт для проведения реформ, окунулись в ежедневную рутину, гоняются за подписями и документами». 
Список ушедших может пополниться в ближайшее время. Министр здравоохранения Александр Квиташвили, ранее занимавший аналогичную должность в Грузии, на днях сообщил, что готов «собрать чемоданы», если не будут приняты законопроекты по реформе здравоохранения. «Если их не примут, то чемоданы будут готовы, потому что мне будет здесь нечего делать — я не приехал сюда утверждать квоты спирта и давать лицензии целителям», — заявил он.
http://slon.ru/posts/52171