Беглый взгляд на СМИ РЮО

Беглый взгляд на СМИ РЮО. Свобода слова в любом современном государстве является показателем демократичности общества и политического устройства. По крайней мере, так принято считать. В этом смысле наши отечественные СМИ предъявляемым требованиям соответствуют отчасти. Цензуры, как таковой нет, и это безусловная заслуга общества, но присутствует такое понятие как самоцензура самого журналиста, что связано с принципом «малой общины», где все друг друга знают.
Средства массовой информации в новейшей истории РЮО развивались в условиях постоянной политической и экономической нестабильности, при непрекращающейся угрозе боевых действий. В условиях, когда речь шла об элементарном выживании, государству, по большому счету, было не до развития отечественных масс-медиа. И, тем не менее, в сложные периоды становления страны, СМИ, и это следует особо подчеркнуть, с поставленными задачами справлялись. Сегодня в Республике нет независимых СМИ. Информационный фон в стране создают государственные масс-медиа, которые во всем мире принято считать ангажированными. К сожалению, юго-осетинские СМИ до сих пор не стали «четвертой властью», и это при всей очевидности того, что каждый журналист — это своеобразный посредник между властью и обществом и наоборот. Причины сложившейся ситуации упираются не только в непонимание работы журналистов со стороны властных структур, но и порой в нежелании самих журналистов поднимать проблемы. Нередко среди журналистов наблюдается некоторая инертность и неуверенность, когда речь заходит о работе в жанре журналистского расследования или материале на «злобу дня». И все это тоже элементы понятия самоцензуры.
Между тем, глава республики Леонид Тибилов не раз отмечал необходимость конструктивной критики в СМИ, призывая журналистов к большей ответственности и смелости при освещении проблемных вопросов, при этом особо подчеркивая основополагающие принципы непредвзятости и объективности. Кстати, в этой связи с сожалением следует отметить отсутствие журналистской солидарности. Одно дело, когда о проблемах говорится всем журналистским миром, другое — когда глас одного журналиста теряется во всеобщем равнодушии. Следует отметить, что в республике по-прежнему не ощущается предпосылок для формирования независимых СМИ, впрочем, слово независимые не совсем уместно, поскольку в мире такого понятия попросту нет, и куда правильнее называть их частными СМИ. Между тем, в сложные периоды нашей новейшей истории в республике наряду с государственными СМИ появились и «независимые», но их деятельность носила характер краткосрочный и, как правило, нивелировалась по причине нерентабельности, а не, как принято считать, под давлением власти. Хотя последнее исключать также не стоит. Вообще, независимые СМИ Южной Осетии — тема отдельного исследования. СМИ, позиционирующих себя как независимые, в истории Южной Осетии было немало, но фактически ни одно из них не смогло закрепиться на информационном поле, хотя привлечь внимание значительной части аудитории им все же удавалось. Есть основания говорить о том, что журналисты, позиционирующие себя исключительно как независимые, на самом деле таковыми являлись лишь в понимании собственном, поскольку говорить о независимости и при этом обслуживать интересы определенных политических групп — значит опровергать навязчиво демонстрируемый имидж как нельзя точнее. Как правило, такие СМИ на поле четвертой власти задерживались ненадолго. В отношении независимых СМИ в республике наблюдается одна закономерность. Десятки печатных изданий на протяжении новейшей истории нашего государства появлялись аккурат накануне различных внутриполитических процессов и, в частности, выборов. При этом «рождение» каждого подобного СМИ сопровождалось заверениями в том, что именно оно станет рупором справедливости и принципиальности. На деле же большинство подобных изданий превращалось на определенное время в поле для выплескивания ушатов грязи и компромата на конкурирующие политические силы. И это понятно. Люди, стремящиеся во власть, любыми способами пытаются скомпрометировать своих оппонентов — представителей власти. Такая позиция предвыборных изданий — явление обычное для всего мирового пространства. Подтверждением этого являются и издания, которые появились в республике в выборные периоды. Особенного интереса эти издания в обществе не вызывают, поскольку их подача информации отличается неприкрытой предвзятостью и однобокостью.
Отдельный разговор об Интернете. В последние годы по степени своей значимости в республике с самым массовым до недавних пор СМИ — телевидением стали конкурировать интернет-издания. В условиях, когда каждый гражданин республики может участвовать в обсуждении тех или иных вопросов, оставлять комментарии на различных сайтах, казалось бы, зарождаются предпосылки для неограниченной свободы слова. На деле же ряд сайтов в юго-осетинском сегменте интернет-пространства, позиционирующие себя как исключительно независимые СМИ, в действительности далеки от беспристрастности и, как правило, их деятельность редко носит конструктивный характер.
У четвертой власти республики предпосылок к развитию немного. Сказать, что руководство страны ничего не делает для развития СМИ, было бы не совсем справедливо. Но в последние лет десять в данном вопросе внимание акцентировалось преимущественно на технической составляющей. Печатные СМИ получали новые компьютеры, телевидение — оборудование. Но ни те, ни другие от этого работать лучше не стали. Потому что — помните лозунг советского периода — кадры решают все. О подготовке кадров мы забываем, так же как и о материальной (стимулирующей) составляющей. Ведь зарплата журналиста на сегодняшний день составляет порядка 8 тысяч рублей, что является чуть меньше среднего прожиточного минимума. Стоит ли говорить (и мы об этом уже писали), что с открытием российских информагентств на территории РЮО неминуем отток туда местных журналистских кадров, что в свою очередь может со всей серьезностью вскоре поставить вопрос о жизнедеятельности национальных СМИ.
Кстати, о кадрах. Безусловно, современная юго-осетинская журналистика опирается на достаточно профессиональные и талантливые кадры, однако молодежь в этом контингенте представлена весьма бледно. Сегодня хороший молодой журналист, образованный и развитый, умеющий свободно ориентироваться в сфере информационных технологий — фактически на вес золота. Почему так происходит и почему местный университет, где есть профильный факультет, не справляется с поставленными задачами — вопрос непростой. Факультет журналистики функционирует у нас с 1994 года. За эти годы состоялось 15 выпусков, в каждом из которых было в среднем по пятнадцать человек. Достаточно внушительное количество молодых специалистов, однако на сегодняшний день в СМИ республики работают единицы. При этом все руководители местных СМИ утверждают, что испытывают кадровый «голод» и уровень знаний выпускников журфака, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В тоже время вопрос подготовки кадров упирается не только в проблемы обучения на местном факультете журналистики. Для личного развития всех журналистов необходимо проводить постоянные семинары и тренинги, посредством которых будут налажены процедуры обмена опытом. Такие мероприятия не менее важны и для журналистов электронных СМИ, поскольку информационные технологии и материально-техническая база развиваются скоротечно.
Важность средств массовой информации не только для государства, но и для народа недооценивать невозможно. И это должны понимать и сами журналисты, и, что еще важнее, представители власти. И главное в этом понимании то, чтобы интересы обоих сторон совпадали. Ну, а свобода слова в полной мере должна существовать для тех журналистов, которые способны в рамках ее, свободы, работать. И говорить правду. Всегда, при любой власти.
Газета «Республика»
Постоянный адрес статьи:
http://cominf.org/node/1166505436