Экс-президент Северной Осетии Александр Дзасохов: «Необходимо быть опорой для Южной Осетии»

Экс-президент Республики Северная Осетия — Алания, а ныне председатель комиссии Совета федерации по культуре Александр Дзасохов в преддверии своего 75-летия выпускает в свет книгу «Человек и политика». В ней сенатор анализирует важнейшие политические события, происходившие в мире, СССР и России на протяжении 50 лет. «Известия» спросили автора про бывший Союз и современный Кавказ.

вопрос: Александр Сергеевич, кто, по вашей версии, несет ответственность за развал «империи»?

ответ: Распад Советского Союза связан исключительно с личными качествами двух политиков — Михаила Горбачева, который проводил реформы спешно, и его оппонента Бориса Ельцина, в котором играло чувство реванша. В общем, на мой взгляд, субъективного было больше, чем закономерного. Более того, когда политическое землетрясение уже произошло, по свежим следам еще можно было сохранить пространство бывшего Советского Союза в более солидарном состоянии.

в: Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на Кавказе — стала она более спокойной или, напротив, более напряженной?

о: К 2000 году напряжение на Кавказе достигло пика, господствовал сепаратизм. С тех пор положение на Юге России изменилось к лучшему, хотя мы с тревогой воспринимаем информацию о тех спорадических преступлениях, которые происходят сейчас.

Думаю, вероломное нападение армии Саакашвили ставит нашу страну перед серьезными задачами. Хорошо, что мы одернули агрессора и защитили наших граждан. Но до тех пор, пока на Кавказе остаются конфликты, возможны рецидивы того, что мы ощутили со стороны грузинского режима. Поэтому я считаю, что нужно искать пути согласия всех четырех государств — России и трех южно-кавказских. Согласие нужно прежде всего по военно-политическим вопросам.

в: Помимо Южной Осетии, родная вам Северная Осетия — Алания граничит еще с тремя проблемными зонами — с Ингушетией, Чечней и Грузией. На какой границе сейчас наблюдается наибольшая напряженность?

о: К сожалению, напряженность сохраняется на восточном направлении (на границе с Ингушетией. — «Известия»). Старые, нереалистичные лозунги бродят в умах отдельных активных граждан, там проживающих. Это — повторение территориальных переделов и так далее. Но самое главное — к этому подключилась молодежь. Чтобы упреждать разные фобии и попытки переписать историю, Северная Осетия вместе с соседями пытается сейчас активизировать гражданское общество, неправительственные организации.

С другой стороны, для Северной Осетии необходимо, чтобы мы по-прежнему были опорой для Южной Осетии — молодого независимого государства. Здесь напряженность есть, но двери открыты. И сейчас задача заключается в том, чтобы реализовать довольно масштабные проекты, выдвинутые Россией, по ликвидации последствий гуманитарной катастрофы на территории Южной Осетии.

Поэтому многие жители Северной Осетии участвуют в программе восстановления хозяйства Южной Осетии. Однако масштабы этого участия, на мой взгляд, должны быть еще более весомыми. Пока, к сожалению, не развернулись: темпы строительных работ ниже, чем ожидало население. Москва свои проекты ведет хорошо, а вот российские строительные подрядчики еще не включились в активную работу. Объяснение было такое: зимний период. Но сейчас уже этот аргумент не срабатывает.

 www.izvestia.ru/