Амиран Одишеров о музыке, Кавказе и себе

Поэт, музыкант из Майкопа (Республика Адыгея) Амиран Одишеров влюблен в Кавказ. Он поет на многих языках народов Кавказа:

— Амиран, Вы из музыкальной семьи?
— Никто из моих родных, кроме отца, не имеет отношения к музыке. У него нет музыкального образования, но в детстве он сам овладел игрой на гитаре и гармошке. Уже в возрасте освоил фортепьяно. В определенный период времени сочинял музыку. В какой-то степени его занятия и повлияли на моё музыкальное становление.

— Вам 23 года. Во сколько лет Вы стали заниматься музыкой?
— В пять лет. Первый мой инструмент — детская гитара. Я слушал в детстве записи Поллада Бюль-Бюль Оглы, Муслима Магомаева, Вахтанга Кикабидзе и всегда хотел так же красиво петь, как они. Поэтому тяга к пению никогда меня не покидала.

— Как возник интерес к разным языкам Кавказа?
— Интерес к археологии и лингвистике возник параллельно с тем, когда я начал проявлять особый интерес к истории. Это началось на втором курсе колледжа.

Как на мегрельском языке звучит слово «осетин»?
— К сожалению, большинство слов в мегрельском языке было утеряно. Скорее всего, слово «Осетин» — одно из таких слов. Возможно, в давние времена оно звучало по-другому, но сейчас в мегрельском языке слово «Осетин» произносится
также, как и на грузинском — «Осеби», но немного с другим произношением -«Осепи.»

— Расскажите о своих путешествиях. Какие города, страны удалось увидеть?
— Я не так много путешествовал, как хотелось бы, но в детстве удалось побывать в Москве, Саратове, Волгограде, Ростове — на — Дону. Родом я сам из города Адлер. Самые лучшие воспоминания, из детства, остались у меня именно об этом городе.

Как Вы можете охарактеризовать музыкальную жизнь Майкопа?
— Музыкальная жизнь Майкопа очень насыщенная, очень много молодых талантливых исполнителей, много новой музыки, национальная культура находится в постоянном развитии. Я знаком со многими музыкантами и исполнителями республики Адыгея.

— Считаете ли Вы себя носителем адыгской культуры в том числе?
— Да, я считаю себя носителем адыгской культуры, она мне очень близка по духу и я полностью разделяю жизнь адыгского народа. Мне близки многие культуры народов Кавказа, особенно культура Абхазии, Абазинская культура, культура Осетии. Мне нравится играть мелодии Ингушетии, Чечни, Дагестана, Грузии, Азербайджана. Одним из моих сочинений является лезгинка под названием «В Ритме Дагестана». Это произведение говорит о моем трепетном отношении к культуре народов, проживающих в этой республике.

— Ваши творческие планы?
— Творческие планы — развиваться, совершенствоваться, создавать композиции, способные дарить радость и добро людям.

— Амиран, сколько сейчас всего песен в Вашем репертуаре?
— Больше 200, конечно. Абсолютно разных поколений: это песни и военных лет, и 70-х, 80-х, 90-х ну и, конечно, современных исполнителей.
— Сколько инструментов всего Вы освоили на сегодняшний день?

— Восемнадцать. Я освоил кнопочно-пневматические инструменты, щипковые струнные, духовые, клавишные и ударные. К кнопочно-пневматическим инструментам, которыми я владею, относятся баян, аккордеон, осетинская гармошка, адыгская гармошка. К струнным щипковым — гитара, кавказский пандор (груз.пандури), мандолина, домра, балалайка. К духовым — почти все мундштуковые инструменты, а также блок-флейта (груз.саламури).
К клавишным — фортепьяно, рояль. К ударным — ксилофон, вибрафон, металлофон, литавры, ударная установка, адыгские трещётки (пхачич) и кавказский доул (груз.доли).
— Амиран, чем Вы еще увлекаетесь, кроме музыки?
— Самое главное мое увлечение кроме музыки — танцы. Мне очень нравится хореография. Человек, который для меня всегда будет примером, — это Махмуд Эсамбаев. Достичь такого уровня мастерства дано далеко не каждому. Еще я увлекаюсь спортом. Пробежка перед сном для меня вошла в привычку. Даже если за окном непогода, я все равно иду на пробежку. Во время учебы в колледже серьезно занимался пауэрлифтингом. Сейчас разработал для себя определенную систему тренировок. Ее и придерживаюсь.
Вопросы: Мадина Тезиева