ЛИСТАЯ СТАРЫЕ ГАЗЕТЫ: А. ГАССИЕВ «ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО МЕЖДУ ИНОРОДЦАМИ НА КАВКАЗЕ».

В статье поднимаются вопросы народного образования среди горцев Кавказа, констатируется стремление к школьному образованию во всех регионах Кавказа. В частности, непосредственно наблюдая и будучи свидетелем умственного настроения родного ему осетинского народа, А. Гассиев пишет: «Искрение сочувствуют школьному делу осетины. Мы можем указать факты, что за грамоту у осетин в настоящее время берутся и готовы взяться даже взрослые, 30- 40-летние, искусившиеся в житейской мудрости мужи. В принципе ни один туземец ничего не имеет и не может иметь против школьного обучения, напротив, все они рады ему.

Говоря о церковно-приходских школах, А. Гассиев, не отрицая определенную пользу принесенную ими, в то же время говорит, что они мало сделали для дела образования, ибо учителями в них были в основном священники, при-четннки, которым занятия по приходу, беспокойная жизнь, тревоги, не позволяли по настоящему заняться школьными делами.

Будучи горячим поборником просвещения, он считал, что забота о народном образовании есть одна из первейших забот и обязанностей передовых людей любого общества.

В статье критикуются патриархально-феодальные устои, унижающие женщину. «Странно видеть, — пишет он, — громадное число детей женского пола, волею патриархальных родителей, лишенных хоть каких-либо сведений, расширяющих кругозор человека далее и выше созерцания и понятия дикаря».

Автор высмеивает противников женского образования, ставит вопрос об издании учебной литературы для школьников, критикует существующие учебники (Надеждина и др.).

В статье содержится критика школьной политики царизма, ее русификаторская направленность, одновременно подчеркивается необходимость обязательного изучения русского языка в инородческих школах. Автор пишет; «У нас на Кавказе нет собственно инородческих школ, а есть школы русские, в которых учат детей инородцев. В этом заключается, по нашему убеждению, главная причина бессилия школ между инородцами в деле обучения. Главная беда или зло наших школ — это язык. Детей учат не на родном языке. Ведь, подумаешь, -не анахронизм ли это в наш педагогический век!.. Читатель счел бы наивностью с нашей стороны, если бы мы вздумали доказывать ему одно из азбучных понятий современной педагогики, что детей учить надо (т. е. развивать, сообщить им понятия) на родном языке».

А, Гассиев на конкретных примерах подробно иллюстрирует преимущества начального обучения на родном языке, методы преодоления препятствий в усвоении учебного материала детьми и т. д.

ГАЗ. «ТИФЛИССКИЙ ВЕСТНИК', 1877, №№ 35, 41