К истории Августовских событий во Владикавказе
Летом 1918 года в г. Владикавказе шли ожесточенные, кровопролитные уличные бои между отрядами красных под руководством Г. Орджоникидзе и М. Левандовского и отрядами белых под руководством полковников С. Соколова, И. Беликова, Н. Рощупкина, М. Иванова, А. Данильченко.
Эти одиннадцатидневные, с 6 по 17 августа 1918 года, бои вошли в историю гражданской войны на Кавказе и в Северной Осетии как Августовские события, как попытка белогвардейцев-бичераховцев захватить столицу Терской области.
Советские историки, особенно ученые Северной Осетии, преподнесли эти события как великую победу революционных сил, как триумф Советской власти в Осетии. Особенно много восторженных слов было написано «о выдающейся роли» К. Г. Орджоникидзе в разгроме «контрреволюционных казачьих сил», о его таланте военачальника, о его высоком авторитете среди населения Кавказа. На тему Августовских событий во Владикавказе написаны десятки книг, сотни статей, прочитаны тысячи докладов и лекций. Библиотеки Осетии заполнены книгами об Августовских событиях, написанных только односторонне советскими историками. Даже в последние годы историки Осетии упорно продолжают писать об Августовских событиях как о днях мужества, героизма, даже боевой дружбы народов и называют отряды белых «бандами», «злодеями», «кровавыми палачами», «защитниками интересов английского империализма» и т. д. В 2003 году СОИГСИ издал фундаментальный труд «История Северной Осетии: XX век». В этой книге Августовским событиям посвящена всего одна страница, и та написана в духе консервативных взглядов 30-х годов.
Благодаря такой, с позволения сказать, исторической литературе у населения и молодежи Кавказа сложились определенные понятия об Августовских событиях как крупной, а главное, нужной для жителей Кавказа победе революционных сил над отрядами казачьих «белобандитов». И такой стереотип мысли уже очень трудно изменить.
А между тем существует большая историческая литература, написанная представителями белого лагеря, мемуары офицеров и генералов Терского казачества в эмиграции, где Августовские события подаются с противоположных позиций. Подробно описан ход восстания Терских казаков и Августовские события в книге «Памяти годовщины восстания Терского казачества 23 июня 1918 — 23 июня 1919 г.», изданной в г. Пятигорске в 1919 году, в дни правления на Северном Кавказе Антона Деникина. Об Августовских событиях говорится и в мемуарах генерала А. Г. Шкуро «Записки белого партизана», изданных в 1921 году в Париже. Этим событиям посвящен дневник одного из руководителей этих боев полковника Беликова, изданный журналом «Революционный Восток» в 1929 году и перепечатанный журналом «Дарьял» (№ 4, 1992 г.).
В 1992-2005 годах в казачьих газетах Кавказа был напечатан ряд статей, посвященных гражданской войне на Кавказе, в которых делается попытка с позиций сегодняшнего дня оценить восстание Терских казаков в 1918 году, в том числе Августовские события. Среди них фундаментальная статья историка из Пятигорска Е. Ткачева «Дата скорби и памяти», опубликованная в газете «Терский казак» (№ 6,1992 г.).
В журнале «Дарьял» (№ 2, 1992 г.) напечатана интересная статья доктора исторических наук В. Дзидзоева «Августовские события во Владикавказе». Автор ставит перед собой задачу разоблачить миф ингушских историков о выдающейся роли ингушей в разгроме белоказаков и освобождении Владикавказа в августе 1918 года и лживые утверждения о вожде красных — «пламенном Серго». Эту задачу В. Дзидзоев выполнил успешно. Он пишет: «Долгое время Г. К. Орджоникидзе, как и другие деятели партии и государства, считался идеальным, безгрешным, выдающимся, дальновидным политиком и даже теоретиком марксизма (хотя на самом деле был малообразованными и амбициозным человеком, всего-навсего заурядным фельдшером). Однако эти эпитеты показались отдельным историкам и деятелям культуры недостаточными. Ему стали приписывать бесстрашие, геройство, безграничное мужество и даже гениальный полководческий дар. Многие историки и художники Северного Кавказа начали ему приписывать выдающиеся заслуги в разгроме контрреволюционного мятежа в городе Владикавказе. Конечно, это было особое двурушничество, лицемерное время, когда о таких, как Орджоникидзе, писали взахлеб, с умилением. Его преподносили студентам исторических факультетов и всей молодежи Осетии как великого государственного мужа, военного стратега, крупного дипломата, гениального специалиста в вопросах марксизма, особенно в области национальных отношений».
В. Дзидзоев разоблачает этот сусальный образ Орджоникидзе, его двурушническую роль в Августовских событиях, предательство им интересов Терских казаков, осетинского народа, да и жителей Владикавказа. Автор описывает подробно ход Августовских событий и доказывает, что победу красные одержали благодаря совместным действиям отрядов красноармейцев, жителей Курских и Молоканских слободок, боевых отрядов грузин, ингушей, осетин-керменистов, китайского революционного отряда Пау-Ти-Сана, отряда рабочих из Грозного, отважных осетинских всадников из селений Зилга и Заманкул, а не только одних ингушей.
Подробно и со знанием дела В. Дзидзоев дает отпор измышлениям ингушских ученых и журналистов о выдающейся роли красных ингушей в разгроме белоказаков, да и во всей гражданской войне на Северном Кавказе. К сожалению, В. Дзидзоев дальше этого не пошел и не рассказал всю правду, честную и не лакированную, об Августовских боях во Владикавказе.
В статье Е. Ткачева «Дата скорби и памяти» главной причиной Августовских событий, как и всего бичераховского восстания Терских казаков, называется анархия, разруха, безвластие, насилие, произвол, которые царили в Терской области в первой половине 1918 года. Повсеместно совершались грабежи мирного населения, казачьих станиц и города Владикавказа ингушами и чеченцами, захват казачьих земель, царил террор красных комиссаров и Совдепов. Эшелоны демобилизованных солдат, группы дезертиров также грабили казачьи станицы, а отряды ингушей и чеченцев угоняли стада домашних животных, сжигали целые села и станицы. Именно в те дни было сожжено село Старый Батакоюрт, а город Владикавказ жил как в осаде от постоянных грабежей.
Правдиво и подробно описана история Августовских событий 1918 года во Владикавказе в книге историка и журналиста Ф. С. Киреева «По улицам Владикавказа», изданной в 2007 году. Особое внимание Ф. Киреев уделяет жертвам красного и белого террора. «В Советской историографии не раз писалось о погибших в Августовских событиях партийных и советских деятелях, — пишет Ф. С. Киреев. — Говоря о количестве погибших от рук восставших казаков и осетин, обычно называются цифры более 100. Впервые об этом количестве написал Д. З. Коренев. Он же приводит и имена погибших: Н. Кесаев, Ф. Камалов, И. Никитин, Ф. Шмулевич, Огнев, Чхубиани и все. А где остальные «более 100»? Конкретных сведений на этот счет нет». В то же время некоторые видные большевики, попав в плен к казакам, остались живы. Среди них Ф. Фигатнер, А. Андреев, К. Дигуров, А. Гегечкори и даже председатель Терского Совнаркома Ю. Пашковский. В то же время красные после Августовских событий развернули жестокий красный террор. Ф. С. Киреев пишет: «Начиная с Августовских событий, расстрелы по подозрению в мятеже продолжались до захвата Владикавказа белыми», и далее рассказывается, что ежедневно расстреливались десятки, сотни офицеров и рядовых казаков. Число жертв красного террора во много раз превышает количество убитых восставшими казаками. «Белые не расстреливали рабочего за то, что он рабочий. А для красных быть офицером, казаком, дворянином, священником или просто прилично одетым человеком уже являлось преступлением, достаточным для высшей меры наказания».
В отличие от советских историков, литература белых, например, дневник полковника Беликова, говорит о том, что город Владикавказ был ночью 24 июля (по новому стилю 6 августа) захвачен небольшим отрядом архонских и ардонских казаков во главе с мужественным и талантливым Генерального штаба полковником С. А. Соколовым. Лихим налетом без выстрелов ночью казаки заняли казармы, Александровский проспект, Совдеп, мосты, электростанцию, водопровод, затем почти весь город. В руках красных остались лишь Курская и Молоканская слободки, район железнодорожного вокзала. На помощь казакам пришли отряды самообороны во главе с полковником Беликовым, отряд Осетинской слободки, которым руководил полковник Иванов (осетин по национальности), гизельцы во главе с полковником Голиевым, сунженские казаки полковника Рощупкина. Это уже была внушительная сила. Но у белых не хватало стрелкового оружия и боеприпасов, не было артиллерии, не было денег.
Отряд Соколова захватил Государственный банк Терской области, но изымать денежные средства не решились, так как считали это грабежом и ожидали, что это сделает новое правительство.
14 августа в город Владикавказ приехал Г. Ф. Бичерахов, руководитель народного восстания Терских казаков, и привез в помощь восставшим казакам всего-навсего 6000 патронов. Так что каждый патрон был на учете, а между тем у красных были бронепоезд «Богатырь» с орудиями и пулеметами, с большим количеством боеприпасов, была артиллерия, пулеметы и огромное количество патронов.
7 августа Г. Орджоникидзе на съезде ингушского народа в Базоркино отдал земли казачьих станиц Сунженского отдела (ныне Пригородный район) ингушам за помощь красным в отражении нападения белых на Владикавказ. Огромная масса вооруженных до зубов ингушей устремилась на казачьи станицы и на город Владикавказ. Как писал полковник Беликов, «ингуши с огромными запасами патронов, с пулеметами, с бомбометами, пушками, с бронепоездом создали явно невыгодную для нас боевую обстановку».
Казаки-сунженцы полковника Рощупкина оставили Владикавказ и поспешили защищать свои станицы. Это резко ослабило силы белых. К тому же тесного взаимодействия и единства у отрядов Соколова и Беликова не было. Новый командующий белыми отрядами генерал Мадритов тоже не смог улучшить положение белых. Бронепоезд красных систематически обстреливал город, как писали советские историки, «уничтожал огневые точки белых». А между тем любой военный (а я сам кадровый артиллерист) может подтвердить, что с железнодорожных станций огнем орудий бронепоезда невозможно подавить огневые точки. Это была стрельба по площадям, и она наносила огромный ущерб городу и горожанам, а не казакам, отрядам белых. От огня артиллерии красных и бомбометов ингушей гибли мирные жители, разрушались исторические здания города Владикавказа.
16 августа 1918 года генерал Мадритов назначил новое общее наступление, но из-за нехватки боеприпасов (в отряде ардонцев есаула Антонова осталось всего по три патрона на казака), отсутствия пулеметов и артиллерии, а также огромного численного превосходства красных и ингушей, их губительного огня из пулеметов и артиллерии атаки белых захлебнулись. К вечеру 17 августа командование белых решило оставить город и начать отход в Архонскую и Гизель. Так закончились Августовские события в городе Владикавказе.
В трудах советских историков описывается, как праздновали победу красных жители города Владикавказа: митинги, красные флаги, толпы радостных людей на улицах и т. д. и т.п. В то же время в трудах и мемуарах белых рассказывается, что в городе шел повальный грабеж, мародерство, убийство мирных жителей, поджоги, насилие отрядами ингушей и рабочих. А казачьи станицы сунженских казаков (ныне Пригородный район) подверглись варварскому, кровавому геноциду. Десятки тысяч казаков были выселены. Многие убиты, зарублены. Не щадили ни детей, ни стариков, ни женщин. Такова была цена «блестящей победы» выдающегося вождя красных Орджоникидзе, такова была роль ингушей в «защите Владикавказа от банд белогвардейцев и белоказаков», от «бичераховцев». Но об этом советские историки молчали, об этом почти ничего еще не сказали нынешние писатели, ученые, историки Осетии. Зато очень много написано и сказано о «бесчинствах, убийствах, грабежах ни в чем не повинных людей, массовых расстрелах со стороны белых, бичераховцев». Да, действительно, были убитые, расстрелянные. На войне как на войне, тем более на гражданской, братоубийственной войне.
Если давать ответ на вопрос: «Августовские события триумф или трагедия?» — ответ, на мой взгляд, может быть только один: это была трагедия, большая, жестокая трагедия народа, жителей города Владикавказа, терских казаков. Трагедией была и вся гражданская война, о чем так много стали писать за последние годы в печати России. Пора и в Осетии сказать правду, трудную, жестокую, но правду о всей гражданской войне в Осетии, сказать правду о бичераховском народном восстании, об Августовских событиях в 1918 году в городе Владикавказе.
Юрий ЗАПОЕВ