Шида Картли, Двалетия и Южная Осетия

                                          Часть 1

Одним из актуальных вопросов осетинского народа является этническая история его южной ветви или южных осетин. Актуальность этой проблемы связана, в первую очередь, с заметным усилением в последние десятилетия интереса вопроса об этнической принадлежности средневекового населения Южной Осетии, известного в источниках и литературе под именем туалов и двалов. Повышение интереса к этой проблеме было обусловлено, прежде всего, появлением в 50-60 годах в грузинской советской историографии целого ряда работ, в которых была поставлена под сомнение традиционная точка зрения о принадлежности средневековых двалов к алано-осетинскому этносу. Это были работы Д.В. Гвритишвили, Г.Д. Тогошвили, В.Н. Гамрекели. При этом, если Гвритишвили пытался причислить средневековых туалов (двалов) к адыгским (черкесским) племенам, то Гемрекели относил двалов к древним нахским или чечено-ингушским группам. Тогошвили же, отрицая принадлежность двалов к осетинам, не конкретизировал их этно-языковую принадлежность.

Определенный всплеск интереса к этой проблеме наметился в 80-90 годах, который, несомненно, был обусловлен и, даже, инициирован грузино-осетинским конфликтом 1989-1992гг. К сожалению, чисто научные, казалось бы, вопросы этнической принадлежности средневековых двалов в изложении некоторых авторов стали зачастую рассматриваться сквозь призму решения тех или иных политических проблем, касающихся грузино-осетинских отношений. Это касалось, в первую очередь, таких вопросов, как происхождения названия «Южная Осетия», этническая принадлежность средневекового населения Южной Осетии и, связанная с ней проблема «переселения» осетин на южные склоны Кавказского хребта. Критический разбор положений и, в первую очередь, проблемы этнической принадлежности средневековых туалов (двалов) был дан в ряде работ автора этих строк.

В последнее время вышли в свет новые публикации грузинских авторов (историков, этнографов, географов) по указанной проблематике, в которых вновь затрагиваются различные аспекты этнической истории южных осетин и грузино-осетинских отношений в цлом. Это такие работы, как «Из истории горной зоны Восточной Грузии» (Тбилиси, 1992) и «Из истории грузино-осетинских взаимоотношений» (Тбилиси, 1995) В. Итонишвили, «Шида Картли и осетинский вопрос» (Тбилиси, 1997) Дж. Гвасалия , «Вопросы переселения осетин в Грузию и этнической истории Шида Картли» (Тбилиси,1997) Р. Топчишвили и ряд других.

Следует отметить, что хотя в содержании этих работ существуют определенные расхождения, вызванные как объемом, так и методикой рассматриваемых в них вопросов (работа Дж.Гвасалия вышла как научно-популярное издание), тем не менее, одним из основных положений, объединяющих авторов указанных работ, я вляется утверждение о том, что Южная Осетия, как географически, так и исторически является органической частью Шида Картли или Внутренней Карталинии. Поэтому, в настоящей статье мы попытаемся определить географические границы Шида Картли или Внутренней Карталинии и соотношение между названиями Шида Картли, Двалетия и Южная Осетия.
Согласно Леонтию Мровели (ХIв.), легендарный прародитель картлийцев Картлос получил от своего отца Таргамоса в наследство террторию, границами которой являлись: на востоке-Эрети (сов. Кахети), на западе море Понтийское (Черное), с юга таокларджетские горы, на севере — «рубежи Гадо, Малая Гора, ЧТО ОТХОДИТ ОТРОГОМ ОТ Кавказа и примыкает к кончанию Гадо, которая ныне именуется Лихи». Как известно топоним Лихи является одним из наименований Сурамского хребта. Следовательно, из приведенного описания Леонтия Мровели Совершенно четко вытекает, что северныи пределом, полученной Картлосом в в наследство территории, был современный сурамский хребет, именуемый средневековым хронистом названием «Лихи».

Когда Картлос, по сведениям того же Леонтия Мровели, стал обживать выделенные ему земли, то первоначально «он пришел в место, где Арагви впадает в Куру, и взошел на гору, которая именуется Армази. И впервые построил на ней крепости и воздвиг на ней себе дом и дал той горе свое собственное имя Картли. И до воздвижения на той горе святилища Армази, называлась та гора Картли, отчего и назвалась вся Картли — Картлией…». Следовательно, именем Картли указанная территория стала называться по имени местности, горы, на которой Картлос, по преданию, воздвиг себе дом с укреплениями.

То обстоятельство, что именем Картли первоначально обозначался огороженный двор, являвшийся резиденцией первых картлийских царей, четко прослеживается и по другим данным древнегрузинских источников. Вот наиболее показательные примеры.
Джуаншер (XI в.), автор «Жизни Вахтанга Горгасала»: «Персы… разграбили Тбилиси и Армази Картли, т.е. Армазский Картли или Армазский двор (дворец Ю.Г.), но Мцхету не смогли захватить».
Леонтий Мровели: «Этот Азон разрушил до основания крепостные сооружения Мцхеты, оставив лишь четыре крепости, которые стояли вокруг Картли: «главную крепость, которой является Армази, другую, находившуюся на крайнем конце Армази, третью в начале Мцхеты, четвертую крепость на западе, у Мцхеты над Курой».
В некоторых случаях название Картли просто вы ступает синонимом номинации города (калаки). Особенно наглядно это проявляется при упоминании Армази или Армазис-цихе, одного из центров эллинистической Картли: «Представился Картлос и погребли его в центре Картли, которая ныне называется Армази».
Фарнаваз воздвиг идол по имени Армаз в центре Картли и с тех пор, стало то место называться Армазом по имени этого идола.

Следовательно, согласно данным древнегрузинских источников, в первую очередь Леонтия Мровели и Джуаншера, название Картли произошло от расположенного у впадения Арагвы в Куру места, где обосновался Картлос, мифологический родоначальник картлийцев. Именно в этом факте лежит разгадка происхождения имени Картли.

Исследователями уже давно было отмечено, что в названии Картли корнем названия является слово карт. Как отмечает академик Г.А. Меликишвили, первоначально это слово было названием древнейшей резиденции картлийских царей, представлявшей собой защищенную крепостными стенами замок-дворец. В этой связи Г.А. Меликишвили обращает внимание на то, что в мегрельском «карти» означает летнюю стоянку (садгоми) для скота, огороженное место и т.д. Встречается оно и в западных говорах грузинского языка (имеретинском, гурульском) также в значении огороженного места для скота и т.д.

Являясь индоевропейским по своему происхождению, слово «карт» широко распространено во многих индоевропейских языках, откуда оно было заимствованно в грузинском. Приводя фонетически и семантически близкие грузинскому «карта» слова из различных индоевропейских языков: литовского, албанского, германского, славянских, пелазского, фригийского, хетского (неситского) и т.д., Г.Меликишвили склоняется к южному, т.е. хетско-малоазиатскому происхождению этого слова. Однако, при этом, Г.А.Меликишвили почему-то не упоминает того очевидного факта, что слово «карт»- двор, огороженное место, и до сих пор существует, можно сказать, в первозданной чистоте в осетинском и, естественно, существовало и в древнеосетинском (скифском).

Поэтому древнеосетинское (скифское) происхождение корня «карт» в названии Картли представляется, на наш взгляд, куда более правомерным, чем хетско-малоазиатское, поскольку из всех индоевропейских аналогий именно «карт» и грузинское карта не просто наиболее близки друг к другу фонетически, но и семантически идентичны.
Независимо от конкретного происхождения корня карт в названии Картли, ясно одно название Картли обозначало первоначально древнейшую резиденцию картлийских царей, представлявшую собой огороженную крепостными сооружениями местожительство картлийских царей. И только со временем название этого укрепленного места стало обозначать территорию расселения картлийцев, естественно, постоянно расширяясь по мере расширения этого ареала и расширения границ картлийского царства.

Важное значение для исследуемой темы имеет и то обстоятельство, что древним названием Шида Картли и Картли в целом, было «Зена Сопели», т.е. «Верхняя страна» (буквально «Верхняя деревня»). Это указание содержится также у Леонтия Мровели в рассказе об утверждении Уплоса, внука Картлоса, в Мцхете. По словам Мровели именно Уплос назвал «Верхней страной» территорию, которую иначе называют Картли от Арагви и Армази до Тасискари. «Верхней страной» картвелов называет эту территорию и Армянская география VII в.16.

Чем же объясняется тот факт, что первоначальным названием Шида Картли было Зена сопели или Верхняя страна (картвелов)? Совершенно очевидно, что Верхней страной территория Шида Картли могла быть названа исключительно племенами, двигавшимися с юга на север, где и могли находиться их политические центры и исходная точка движения этих племен или их прародина. Как отмечает тот же Леонтий Мровели, первоначальной территорией расселения картлийских племен была земля между двумя недоступными человеку горами Араратом и Масисом (по армянской версии между Арагацом и Масисом), где они находились вместе с другими таргамосианами , т.е. потомками Таргамоса, внука Иафета. Именно отсюда привел своих сородичей в район Мцхеты Картлос, легендарный прародитель картлийцев.

Сопоставление указанных фактов, а именно миграция древнекартлийских племен во главе с Картлосом с территории их первоначального обитания в Армянском нагорье в район Арагви Мцхета, поселение Картлоса в Мцхете в крепостном сооружении, получившем название Картли (от корня карт- двор ) и первоначальное название этой территории «Верхняя страна» позволяет сделать ряд важных выводов.

Главным из них является то, что название Картли изначально обозначало небольшую территорию, ограниченную в основном пределами воздвигнутого Картлосом крепостного сооружения в районе Армази-Мцхета. Именно поэтому очевидно, что она никак не могла распространяться на территории, лежащие вне пределов указанного региона, т.е. Мцхета-Армази. Об этом же свидетельствует первоначальное обозначение Шида Картли термином «Зена Сопели», т.е. «Верхняя страна» (картвелов), зафиксировавшая северные пределы распространения древнекартвельских племен. И только со временем, по мере расширения ареала расселения картлийских племен соответственно стало распространяться и название Картли и Шида Картли, получив в средневековье свое окончательное оформление и четко очерченный ареал, который охватывало это название.
Классическое определение Шида Картли, ставшее эталоном, дано именно Леонтием Мровели, историком XIв. Рассказывая о последовавших за смертью Картлоса территориальных переделах, Мровели пишет, что внук Картлоса, Уплос занял Мцхету, местопребывание отца своего Мцхетоса: «И владел он страной от Арагви и Тбилиси до Тасискари и Панавари». Именно он назвал «Верхней страной» («Зена Сопели») территорию, которую ныне называют Шида Картли от Арагви до Тасискари. Тасискари это современное Ташискари у входа в Боржомское ущелье.

Анализируя данное сообщение Леонтия Мровели, Дж. Гвасалия пишет: «Правда, Леонтий Мровели прямо не называет северную границу Шида Картли, но таковой подразумевается Кавказский хребет, поскольку северной границей доставшихся в удел таргамосианам (т.е. потомкам Таргамоса легендарного предка армян, грузин и ряда других кавказских народов) земель, согласно Леонтию Мровели, был Кавказский хребет».

Данное утверждение полностью противоречит как сведениям Леонтия Мровели, так и всем последующим данным и ничего, кроме недоумения вызвать не может. Дело в том, что упоминаемый Леонтием Мровели Тасискари, как один из четырех пограничных пунктов, очерчивающих границы Шида Картли, а именно Арагви, Тбилиси, Тасискари и Панавари (т.е. озеро Параван), это не что иное, как современное Ташис-кари, место около селения Квишхети у входа в Боржомское ущелье. Боржомское же ущелье является началом Лихского хребта, отделяющего Картли от Имеретии и Западной Грузии в целом. А ведь именно Лихский хребет, известный ранее под названием Гадо или Малой Горы, тот же Леонтий Мровели недвусмысленно называет северным рубежом удела Картлоса, т.е. Шида Картли: « … с севера рубежи Гадо, Малая гора, что отходит ветвью от Кавказа и примыкает к окончанию Гадо, которую ныне именуют Лихи».

Ссылка Дж.Гвасалия на то, что Кавказский хребет Леонтий Мровели называет северной границей земель доставшихся в удел таргамосианов несостоятельна. Дело в том, что наряду с армянами и картвелами к числу потомков Таргамоса Леонтием Мровели отнесены также народы Северо-Восточного (леки) и Центрального Кавказа (кавкасиани), для которых, а не для картлийцев, согласно Леонтию Мровели, Кавказский хребет служил северным пределом. Трудно поверить, что Дж. Гвасалия, специалист по исторической географии Грузии, не знаком с этими общеизвестными фактами. Видимо, подвело автора его неуемное стремление во что бы то ни стало доказать принадлежность Южной Осетии к Шида Картли.

Требует, естественно, ответа и вопрос, почему именно Сурамский хребет называется Леонтием Мровели северным рубежом Шида Картли? Как справедливо отмечает сам Дж.Гвасалия географическое положение исторической Картлии и ее деление на Верхнюю (Земо), Среднюю (Шида) и Нижнюю (Квемо) определилось, в первую очередь, течением реки Куры, основной водной артерии Грузии. Кура, берущая свое начало в горных районах северо-восточной Турции, протекает затем по территории юго-западной Грузии, доходит на севере до Сурамского хребта и поворачивает затем на юго-восток. В точном соответствии с направлением ее течения «Верхней» назывались юго-западные районы Грузии, «Нижней» территории юго-восточной, а находившиеся между ними районы Центральной Грузии «Средней», т.е. Шида Картли. Следовательно, Шида Картли или Внутренняя Карталиния занимала промежуточное положение между «Верхней» (Самцхе-Джавахети) и «Нижней» Картли по нижнему течению Куры.

Что касается обозначения Леонтием Мровели в качестве северных рубежей Шида Картли, именно Лихского (Сурамского) хребта, отделяющего Восточную Грузию от Западной, то это также легко объяснимо. Все дело в том, что территория Западной Грузии, расположенная за Сурамским хребтом, была населена не картлийцами, а родственными им в большей или меньшей степени имеретинами, мегрелами, рачинцами, аргветцами, сванами и т.д., а также некартвельскими племенами. Именно этим, т.е. отсутствием картлийских племен за Сурамским хребтом, и объясняется обозначение Лихи и Сурами в качестве северных рубежей Картли и Шида Картли в частности.

Между тем, если следовать логике Дж.Гвасалия, то в состав Шида Картли следовало бы включить, к примеру, Рачу, Лечхуми (Такуери), Аргвети, а также районы Восточной Грузии Хевсуретию, Пшавию, Тушетию, Мтиулетию и т.д. Очевидно, что уже сама постановка такого вопроса, если бы даже отсутствовали четкие историко-географические ориентиры указанных регионов, ничего кроме недоумения, мягко говоря, не могла бы вызвать.

Естественно, само собой напрашивается более, чем закономерный вопрос почему же в таком случае в состав Шида Картли включается территория Южной Осетии или исторически южной, закавказской Двалетии, южные границы которой находились приблизительно на той же параллели, что и северные границы Шида Картли в районе Тишискари и Сурамского хребта в целом? Ответ здесь может быть только один — неприкрытое стремление включить Южную Осетию в этногеографическое понятие Шида Картли, что явно находится в сфере, не имеющей ничего общего ни с наукой, ни со здравым смыслом. Политизация же этой проблемы, лежащей, к сожалению, в основе всех построений Дж. Гвасалия и Р. Топчишвили, ведет лишь к искажению исторической действительности, заведомой фальсификации существа проблемы, а также к искажению или сознательному игнорированию имеющихся по данному вопросу источников и специальной литературы.

Обратимся вновь к конкретным фактам. Приведенные выше сведения Леонтия Мровели о границах Шида Картли отнюдь не являются уникальными, ибо они подтверждаются и другими источниками, в частности Вахушти Багратиони, грузинским географом и историком ХVШв. В своем «Описании царства Всегрузинского» он приводит ряд данных, проливающих свет на рассматриваемый вопрос. Так, например, описывая Кударское ущелье Южной Осетии, которое Вахушти причислял к Имеретинскому царству (глава, в которой содержится этот отрывок, именуется так «Описание страны Эгриси, или Абхазии, или Имеретии»), Вахушти пишет, что из Тцона и Кударо дорога через Цхинвальское ущелье, Дванское ущелье, ведет в Картли. Эти же пункты, т.е. Тцон и Кударское ущелье в качестве регионов, не относящихся к Картли, Вахушти упоминает и в другом месте своего сочинения. Рассказывая, к примеру о Згильском ущелье, Вахушти пишет, что из верховьев этого ущелья дорога через Кедельский Кавказ ведет в Кударо, Рачу и Картли. Точно также, о северных границах Шида Картли Вахушти говорит и в других местах своего сочинения.
Продолжение следует…