Быки с золотыми рогами

Интервью с фольклористом Федаром Таказовым

— Федар, известно свыше 30 вариантов песен, исторических преданий о Есе Канукове. Варианты отличаются друг от друга, но есть детали, которые неизменны. На земли вольного Донифарса кабардинский князь посылает двух быков с позолоченными рогами. Меня всегда интриговала именно эта деталь: почему рога — золотые? Что это означает?

— Бык с золотыми рогами — символ власти. Именно поэтому кабардинский князь Сари-Асланбек Кайтукин посылает в Таторс быков с золотыми рогами. Пастбище Таторс находилось в собственности донифарсцев. Если бы они «проглотили» «сигнал», это расценивалось бы как признание власти кабардинского князя. Но этого не произошло, потому что Есе — уоли (избранный глава) Донифарса — распорядился пригнать быков. Быков зарезали, и был устроен пир для донифарсцев.

— Союзником кабардинского князя был осетинский феодал Сафарали Карадзаути (Каражаев). Он был послан на переговоры с донифарсцами, после того, как они съели посланных быков с золотыми рогами, и требовал подчиниться и выплачивать дань. Он открыто выступал в союзе с кабардинским князем, открыто отстаивал свою позицию, почему же тогда донифарсцы считают Каражаевых — предателями?

— После того, как царские войска разгромили убыхов, они направили в Донифарс, который много раз отражал атаки царских карательных экспедиций, новую экспедицию. Тайные тропы через Асское ущелье, которые выходят прямо к селению Лезгор (одно из сел общества Донифарс), показал им Каражаев. Он специально выбрал праздничный день (у иронцев праздник косовицы называется Атынæг, а у дигорцев — Циргъесæн). Все донифарсцы в этот день были на празднике, даже караульных не выставили. Воспользовавшись самонадеянностью донифарсцев, Каражаев провел казачью конницу по этой узкой горной тропе. Есе к тому времени был уже болен, но, так как он был военным, то прекрасно понимал, что бесполезно сопротивляться у стен Донифарса. Начались переговоры. Подданство России было принято на условиях, что донифарсцам разрешат выселиться на равнину.

— Лескен, Чикола, Хазнидон — вот те три равнинных села, куда выселились донифарсцы. Одного я не могу понять: почему эти села — мусульманские? Ведь донифарсцы были христиане? У них особо почитался святой Николай. Почему, присоединяясь к христианской России, они вдруг стали мусульманами?
— Фактически донифарсцы были первыми христианами на Северном Кавказе. Хотя христианами были в основном по названию, а по сути — приверженцами традиционных верований, в Донифарсе была церковь, в которой службу вел грузинский священник. Но уже назревало недовольство политикой царской администрации. Есе Кануков, будучи офицером царской армии, увидев отношение администрации к «туземцам», был возмущен таким отношением. Он бежал из армии, вернувшись в родной Донифарс, был избран уоли донифарского общества (так называли главу общества, которого выбирали всем обществом), и возглавил вооруженное восстание. Были изгнаны все приставы из донифарских сел. Донифарсцы объявили себя независимыми от русского царя. Чтобы была причина «отсоединиться», объявили себя мусульманами: дескать, мы — мусульмане, и нам с вами — не по пути. Сделали обмен с дзинагинцами: отдали им своего священника, а у тех взяли их муллу. Купили в Дзинаге мечеть. Так Дзинага стала христианской, а села, в которых жили донифарсцы, — мусульманскими.

— О том, какой меткий стрелок Есе Кануков, ходили легенды. Но был охотник Калицев, который не уступал Есе в меткости. Чем закончилось их «профессиональное соревнование»?

— В Задалеске жил знаменитый охотник — Калицев. Русские обратились к нему за помощью: сбить факелы на башнях, которые освещали местность и не давали незамеченными переправиться ночью через реку Ираф на земли донифарцев. Калицев отказывался, ссылаясь на то, что его «почерк» стрелка все знают и сразу «вычислят», что это он. Но русские все-таки уговорили его. Калицев сбил один факел. Есе кричит ему вниз: «Это ты стреляешь, сын Калицева. Я узнал тебя». Тогда Калицев отказался сбивать остальные факелы. В Дигорском ущелье действовал третейский суд («Митъитъирти таерхон»), который собирался на свои заседания один раз в год. Любой житель мог подать туда свою жалобу. Есе Кануков подал на Калицева. Суд удовлетворил его просьбу. Калицеву было назначено наказание в такой форме: ни с одного мероприятия (будь то кувд, будь то хист) не давать фамилии Калицевых часть, долю (хун). Хун — это показатель отношения, не зря говорят «кады хун». Через год Калицевы обратились в суд с просьбой снять с них это позорное наказание. Суд согласился при одном условии: если Есе их простит. Калицевы обратились к Есе, он согласился при условии, что они сделают, согласно обычаю, примиряющий кувд (пир) для донифарсцев. Так было снято это наказание.

— Началось все с пира и пиром все и закончилось?…

Мадина ТЕЗИЕВА