Святая Анастасия Владикавказская — защитница города

Ирина БАГРАЕВА

24 декабря, в день памяти святой Анастасии Андреевой в Северо-Осетинской юношеской библиотеке им. Г. Газданова состоялся литературный вечер, посвященный покровительнице нашего города, провидице, благожелательнице Анастасии, особенно почитаемой православным народом Северной Осетии.

Образы святых в современной духовной жизни очень востребованы; судьбы их поражают своим драматизмом, а облик — смиренностью, необычайной скромностью, — и при этом действенной, отнюдь не пассивной, добротой: Мария Магдалина, Ксения Петербургская, святая мать Мария — участница французского Сопротивления, императрица Александра Федоровна и великая княжна Елизавета Федоровна, канонизированные церковью как великомученицы. Такой святой владикавказцы считают Анастасию Андрееву.

Ведущая вечера — библиограф Газдановской библиотеки Фариза Дзилихова рассказала, что все, что написано об Анастасии, основано на воспоминаниях людей, которые собрала воедино и опубликовала в книге «Анастасия Владикавказская» прихожанка Ильинской церкви Ольга Серова. Есть житие и акафист, написанные Жанной Гумецовой. В №1 журнала «Дарьял» за 2006 год напечатана повесть Аланки Уртати «Принять твой знак», замечательная личным отношением автора к описываемой истории, ведь настоящие имя и фамилия Аланки — Татьяна Андреева. Повесть А. Уртати — художественное произведение, а документальной, основанной на реальных документах и фактах является книга Лидии Журавлевой «Андреевы» (Владикавказ, 2014).

Анастасия Андреева родилась в купеческой семье. Ее отец — Христофор Андреевич Андреев, грек из сербского города Диакова, переехал в Россию и поселился в столице Терской области в 1875 г. Неустанным трудом добился значительных успехов в коммерческой деятельности. Он владел заводом минеральных и фруктовых вод; гостиницами «Одесса», «Коммерческая», «Империал»; одной из лучших в городе бань — «Андреевской»; особняками, в том числе и зданием, в котором ныне находится юношеская библиотека.

Христофор Андреевич в 1894 г. был избран в городскую думу, был почетным попечителем и смотрителем многих городских учебных заведений, и в частности, Ольгинской женской гимназии. Он охотно жертвовал на строительство новых зданий школ, храмов и своей благородной деятельностью заслужил уважение и признательность горожан. В 1910 г. он по Указу Его императорского Величества Николая II получил звание Почетного гражданина города Владикавказа. Его не стало 15 ноября 1911 г.; благодаря ходатайству городского главы Гаппо Баева Х. А. Андреев был похоронен в ограде Осетинской церкви.

Анастасия была старшей из четырех детей Христофора Андреевича, год рождения ее — приблизительно 1867.

Люди помнят Анастасию как Андреевну, и объяснить это можно тем, что в России того периода по имени-отчеству величали только дворян, у простых же людей, судя по записям в церковных метрических книгах, вместо отчества писалась фамилия отца, и потому фамилия могла трансформироваться в отчество.

Анастасия Андреевна была красивой, стройной и изящной, в одежде предпочитала лиловые тона. Ее выдали замуж по любви за солидного царского генерала, который быстро ушел из жизни, оставив её молодой вдовой. Второй брак тоже не был продолжительным. Овдовев опять, Анастасия Андреевна больше не думала о личной жизни. Она посещала храм, усердно молилась, пела в церковном хоре. На четвертый год вдовства пришла к твердому убеждению, что должна посвятить себя Богу. Не раздумывая, раздала всё, что имела и ушла во Владикавказский Покровский женский монастырь.

Через много лет Анастасия вышла из монастыря, получив на это благословение епископа Владикавказского Владимира (Сеньковского), но в светскую жизнь так и не вернулась. Она поселилась на Курской слободке, на улице Суворовской, в доме № 25. В крошечном жилище все имущество составляли стол и лавка, а на лавке вместо подушки был положен камень. В углу висели иконы и лампада, ночами Анастасия подолгу молилась перед ними, а устав, ложилась на лавку отдохнуть, не прекращая того состояния духа, что достигается в глубокой молитве Богу. Сама готовила пищу из того, что ей подавали и раздавала неимущим, а себе не оставляла ничего.

Была Анастасия беднее самого бедного человека в городе, но обладала иным, безмерным богатством, которое дал ей бог, — даром предвидения, и об этой ее способности существует множество свидетельств.

А.Уртати в своей книге «Принять твой знак» пишет: «Если Творец наделяет кого-то подобными свойствами, он говорит: вот мой посланец, которого вы можете видеть воочию, а значит, у вас прибавится веры в мои чудесные деяния через него. И зачастую за столь великое служение Богу дается таким людям испытание — одежды юродства, только одни надевают их вполне сознательно, из полного аскетизма и послушания перед Богом, чтобы исключить гордыню светскости, а, кроме того, надевают вериги, или мешочек с песком на спину, как делала Анастасия Андреевна. Другие же, и в самом деле потеряв здравый ум, несут свой крест безумцев… Известно, что Бог дарит душу блаженного той местности, которой хочет оказать помощь, — через ее чистое и безоглядное служение. Для города Владикавказа избранницей Бога стала Анастасия Андреевна Андреева».

Анастасия исцеляла, находила пропавших без вести, давала детей бесплодным, предсказывала судьбу и исход того или иного дела. Обнаружилось, что из тех домов, в которых гостила старица Анастасия, уходят беды и страдания, а поселяются покой и благополучие. А иногда она останавливалась напротив какого-то дома, с грустью смотрела на дверь и палочкой чертила крест, давая знать, что скоро в этом доме будет утрата и призывая к покаянию.

Все, кто помнил Анастасию, говорили, что лицо ее было необычайно красиво, казалось, что оно сияет, а голубые глаза смотрели на всех с любовью и лаской. Была она слегка сгорблена от постоянного ношения за спиной мешочка с песком; в руке держала посох. Одета была так же, как вышла из монастыря, — в черной мантии и скуфье.

Когда услышала Анастасия весть о переименовании Владикавказа, то воскликнула: «Аз есмъ Владикавказ и во веки веков!» Так и случилось: город сохранил свое первоначальное имя. И стали православные считать Анастасию покровительницей нашего города…

Анастасия предвидела будущее и что-то могла предотвратить своими силами, а перед чем-то была бессильна, поскольку существовала, по-видимому, та грань, которую не должна была переходить и она, обладавшая Высшим Знанием.

Вскоре наступило смутное время распада Российской империи. Люди все более отходили от веры и уже не понимали слов, жестов, знаков Анастасии, забыли свой долг перед Богом — соблюдение заповедей и раскаяние за их нарушение. Призывы Анастасии к покаянию оставались безответны.

Умерла блаженная Анастасия в 1932 г., 24 декабря. Проводить в последний путь матушку Анастасию пришло огромное количество людей. Несли её на руках до Мещанского кладбища, где и похоронили. На могиле поставили крест в виде трилистника, который и сейчас находится в часовне около её могилы.

Анастасия умерла, но город свой защищать не перестала. В Великую Отечественную войну помогала воинам гнать фашистов от Владикавказа. И стали горожане называть старицу Анастасией Владикавказской — защитницей города…

Идут люди к могиле матушки Анастасии помолиться и попросить помощи и защиты, а когда их получают — идут поделиться радостью, поклониться памяти и от всей души поблагодарить.

В заключение вечера заместитель директора Юношеской библиотеки Ирина Баграева рассказала гостям об истории библиотечного здания — особняка Андреевых, в котором, без сомнения, бывала Анастасия, а кроме нее — К.Л. Хетагуров и В. Г.Шредерс, С. М. Киров, Ю. Л.Слезкин и М. С. Булгаков, Л. П. Семенов, Д. А. Тарноградский, Б. В. Скитский и многие другие известные деятели литературы, науки и искусства.