Истина в вине. Но только в неразбавленном

Жизнь у наших предков скифов была разнообразной. Они совершали набеги на соседние земли, пасли скот, охотились… И всегда в этих делах было время отдохнуть, выпить и закусить. Но знали в выпивке скифы толк и меру. Хотя в этой части порой и пишут историки разное и порой обидное. Как доказательство неумеренности скифов в питье приводят поговорку, ставшую синонимом пьянства: «Пьет вино как скиф!».
Древнегреческие авторы пишут про скифов, что те любят пить вино, причем, в отличие от греков, разбавлявших его водой, скифы пили вино, не разбавляя. Главным мифотворцем был, конечно же, отец истории Геродот. Вот в частности, одна из его «историй». Геродот рассказывает, что после того, как в скифские земли вторгся персидский царь Дарий, решили скифы отомстить ему ответным набегом. Но сил у них было мало и в Спарту к царю Клеомену были направлены послы. В то время спартанцы были символом мужественности и воинской доблести. Переговоры шли медленно, спартанский царь, живший по традиции в аскетических условиях, больше пировал с посланцами, чем решал дела. Понятно, что разговоры обычно шли под добрую чарку вина, да вот только спартанский царь не рассчитал свои силы. Скифы, как полагается достойным предкам, пили вино неразбавленным, а разные там греки-спартанцы-фиванцы-афиняне его всегда разбавляли водой. И пришлось царю Клеону подстраиваться под своих заморских гостей.
«Царь Клеомен, когда скифы прибыли в Спарту для переговоров, слишком часто общался со скифами; общаясь же с ними больше, чем подобало, он научился у них пить неразбавленное вино. От этого-то, как думают, спартанский царь и впал в безумие. С тех пор спартанцы, когда хотят выпить хмельного вина, говорят: «Наливай по-скифски», – нацарапал стилом на восковой дощечке по этому поводу приснопамятный Геродот.
А теперь давайте отвлечемся от древнегреческого комикса и посмотрим на жизнь того времени без геродотовских фантазий. Во-первых, скифам пить-то было особо и нечего. Скифы, в отличие от тех же алан, это, в первую очередь, кочевники, скитальцы. Слово «аскет», это латинское «как скиф». Скиф держит все свое при себе, у него нет лишних вещей. И хозяйства у него тоже как такового нет. Кибитка, лошади и предания предков.
В свое время уважаемый нами мудрец Анахарсис, объясняя скифскому царю производительную силу виноградной лозы и показывая ее отводки, сказал, что «если бы греки-эллины ежегодно не подрезывали лозу, то она уже была бы и в Скифии». У данного словосочетания может быть разные толкования, и в частности то, что виноградников в стране скифов, по всей видимости, не было. Лоза туда не доходила. Конечно, будет ошибкой впадать в другую крайность и утверждать, что скифы не употребляли вина. Это будет неверно, учитывая наличие торговых отношений между скифами и греками, а, следовательно, продажи вина последними первым.
При раскопках городищ, курганов, археологи находят тысячами фрагменты греческих амфор, в которых перевозили вино. Постепенно и скифы пристрастились к благам цивилизации, среди которых фигурирует, в частности, красное вино. Особенно преуспели в эллинизации оседлые скифы, которых еще называют каллипидами. Только тогда, возможно, скифы и начинают уделять внимание выращиванию данной культуры.
Впрочем, нега роскоши обвораживает и скифских правителей, история сохранила нам имя одного такого любителя роскоши по-гречески, царя Скила. «Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил образ жизни своего народа. В силу полученного им воспитания от матери-гречанки царь был гораздо более склонен к эллинским обычаям и поступал, например, так: когда ему приходилось вступать с войском в пределы греческого города Борисфена… он оставлял свиту перед городскими воротами, а сам один входил в город и приказывал запирать городские ворота. Затем Скил снимал свое скифское платье и облачался в греческую одежду. В этом наряде царь ходил по рыночной площади без телохранителей и других спутников (ворота же охранялись, чтобы никто из скифов не увидел царя в таком наряде). Царь же не только придерживался эллинских обычаев, но даже совершал жертвоприношения по обрядам эллинов. Месяц или даже больше он оставался в городе, а затем вновь надевал скифскую одежду и покидал город. Такие посещения повторялись неоднократно, и Скил даже построил себе дом в Борисфене и поселил там жену, местную уроженку», – рассказывает Геродот. Однако эта love story закончилась печально. Скил изъявил желание принять посвящение в таинства Диониса Вакха – божества виноделия и винопотребления, хотя скифы осуждали эллинов за вакхические исступления. Ведь, по их словам, не может существовать божество, которое делает людей безумными. Когда царь принял посвящение в таинства Вакха, какой-то борисфенит, обращаясь к скифам, насмешливо заметил: «Вот вы, скифы, смеетесь над нами за то, что мы совершаем служение Вакху и нас охватывает в это время божественное исступление. А теперь и ваш царь охвачен этим богом: он не только свершает таинства Вакха, но и безумствует, как одержимый божеством. Если вы не верите, то идите за мной, и я вам покажу это!». Скифские вожди последовали за борисфенитом. Он тайно провел их на городскую стену и посадил на башню. При виде своего царя, проходившего мимо с толпой местных жителей в пьяном исступлении, скифы пришли в страшное негодование.
Спустившись с башни, они рассказали затем всему войску об увиденном. В итоге эта история закончилась выдачей Скила скифам, которые отрубили голову своему царю.
Что же такого ужасного было в вакхических таинствах, если скифы не остановились перед казнью своего царя за участие в них? Вакх – самое распространенное прозвище греческого бога Диониса – бог вина и внушаемого вином экстаза, опьянения. Только греки, будучи цивилизованными и высококультурными людьми, это скотское состояние человека называли актом божественного вторжения в сознание человека, а само опьянение «дионисийским экстазом». Иными словами, то, что обыкновенно называется пьянством у греков называлось предавать себя Вакху и считалось божественным и благотворным.
Греческие праздники, связанные с богом вина Дионисом, сопровождались не только употреблением пьянящего напитка, но также распущенностью и извращениями, так называемыми «бунтами женщин» и «помешательством». Праздник сопровождался пьяным беспределом. Частью дионисийских праздников была процессия, сопровождавшаяся гигантским фаллосом. Пьянство, находящее себе оправдание в служении богу Дионису, приобретало эротическую окраску. Употребление вина, сопровождавшееся чувственными наслаждениями, становилось оргией, в самом дурном значении этого слова. Представляете, что было, если бы греки, впадавшие в пьяный загул, еще бы пили неразбавленное водой вино?!
Однозначно можно сказать, что относительно греков, допускавших описанные выше безобразия, скифы пьяницами, конечно же, не были. Здесь античные авторы необъективны. Другое дело, что греки удивлялись возможности скифов пить вино неразбавленным. Но это объясняется просто: скифы, дети природы, обладали более крепким здоровьем, чем цивилизованные эллины. То что могли себе позволить скифы, не позволяли себе ослабленные организмы греков, которымразбавленного вина было достаточно, чтобы устраивать в пьяном виде дикие оргии, которые они лицемерно именовали сакральным термином «вакханалии».
Не отставали от простых греческих граждан и их цари. Говорят, тот же Александр Македонский умер от белой горячки, пристрастившись к вину. Впрочем, до своей смерти он успел много дров наломать на почве чрезмерного пития. Наиболее характерным примером пьянства можно считать убийство Александром Македонским своего боевого соратника Клита. Однажды в сражении Клит спас Александру жизнь. Но во время пира было выпито столько вина, что на этой почве между царём и Клитом разгорелась ссора, и Александр пронзил его копьем насмерть. Убийство отрезвило его, поняв, что он совершил, Александр хотел убить себя. Войсковое собрание же приняло решение, что царь действовал… под влиянием Диониса, который известен своим таинственным воздействием на души людей. Или случай поджега Александром дворца в персидской столице Персеполе, который также был спровоцирован во время пьяной пирушки, когда перепившиеся участники веселья в «вакхическом порыве» бросились с факелами в руках к дворцу, чтобы поджечь его. И вновь царь пожалел об этом – когда дворец занялся огнём, Александр приказал тушить пожар, но было уже поздно. Как видим, что не грек, то слабак в деле поиска истины в вине.
А что же скифы, спросите вы. Все более, чем достойно. Отрывок из того же Геродота: «Раз в год каждый правитель в своем округе приготовляет сосуд для вина. Из этого сосуда пьют только те, кто одолел в бою врага. Те же, кому не довелось еще повергнуть противника, не могут пить вина из этого сосуда, а должны сидеть в стороне как опозоренные. Всем тем же, кто сразил много врагов, подносят по два кубка и те выпивают их разом». Стоит ли говорить, что вино, подаваемое в качестве поощрения воинской доблести, не могло быть разбавлено водой. Вот поэтому и мы, потомки скифов, считаем зазорным пить вино, настоянное на воде. При этом в умеренном количестве и в воздержании также следует походить на своих великих предков…

Подготовил Г.Валиев
газета «Республика»