Осетинское эхо венгерских событий 1956 года

В период после окончания Великой Отечественной войны советские войска еще не раз оказывались на зарубежных территориях. О военной миссии на Кубе, войсковой операции в Афганистане известно достаточно много и пишут об этом с завидной частотой. Но были эпизоды в послевоенной истории СССР, когда советский солдат повторял путь своих отцов, сражавшихся против фашистской Германии. Это, прежде всего, события в Венгрии, шестидесятилетие которых отмечается в этом году. В далеком октябре 1956 года Красная Армия вела уличные бои в Будапеште, так же как и в 1945 году.
Советское правительство еще неоднократно будет использовать силу для подавления антиправительственных выступлений в странах социалистического лагеря: Чехословакия, Германия… Но события в Венгрии стоят особняком, ведь там шла настоящая война, с применением с обеих сторон танков и артиллерии. Именно поэтому ветераны венгерских событий отнесены к участникам боевых действий. Были в их числе и осетины, некоторые из них сложили свои головы ради защиты идеалов социализма. Среди них и прославленный разведчик Хаджи-Мурат Мамсуров и уроженец селения Ход Южной Осетии Василий Бекоев. И сегодня еще среди ветеранов Республики числится около 20 человек, принимавших участие в венгерских событиях.
После смерти Сталина началось развенчание его «культа личности», которое очень многим тогда показалось преддверием краха советской системы. Венгры требовали такого же расчета с прошлым, который начал Хрущев, произнеся свой знаменитый антисталинский доклад.
В июле 1956 г. в обстановке начавшихся студенческих волнений пленум ЦК компартии Венгрии отправил в отставку генерального секретаря Ракоши. Во главе страны стал Эрне Гере. 23 октября 1956 началась массовая студенческая демонстрация в Будапеште, закончившаяся погромом. Демонстранты снесли памятник Сталину, попытались захватить ряд зданий в Будапеште. В такой обстановке 24 октября 1956 произошла новая смена власти, руководителем страны стал член компартии Имре Надь, который к этому времени завоевал симпатии оппозиции. На заседании правительства, где состоялось это назначение, Надь клялся оставить нарастающее противостояние и начать процесс гражданского примирения. Под нажимом Москвы руководство венгерской компартии согласилось на проведение политической реформы и заявило о готовности начать диалог по всем требованиям митингующих. Фактически Надь получил «карт-бланш» на проведение реформы и мирный выход из политического тупика.
Однако вместо того, чтобы попытаться успокоить людей, начать мирный диалог, Надь фактически спровоцировал гражданскую войну – выйдя из компартии и объявив ее «нелегетимной», он распустил своим указом органы госбезопасности и потребовал немедленного вывода советских войск.
Фактически сразу после этого началась бойня – коммунисты и поддержавшие их венгры вступили в схватку с «на-
ционалистами» и бывшими сторонниками Гитлера в Венгрии хортистами, которые активно поддерживали требования вывода советских войск и выхода Венгрии из Варшавского договора. По Будапешту прокатилась волна самосудных казней, когда пойманных коммунистов, сотрудников спецслужб и даже членов их семей после зверских издевательств вешали на деревьях вниз головой. Стремясь остановить погромы и убийства, в Будапешт были введены советские части с категорическим приказом огня не открывать. И почти сразу начались убийства советских военнослужащих и членов их семей, поджог бронетехники. За 6 дней беспорядков с 24 по 29 октября погибло 350 советских военнослужащих и около 50 членов их семей.
Стремясь до конца не вмешиваться в происходящие в Венгрии события, советское руководство пошло на встречу требованиям И.Надя и 28 октября 1956 советские войска были выведены из Будапешта, но это привело только к эскалации гражданской войны.
Буквально на следующий день на площади Республики перед зданием горкома партии толпа расправилась с сотрудниками госбезопасности и столичного горкома партии. В ходе расправы было убито 26 человек во главе с секретарем горкома Имре Мезе. Их всех повесили на деревьях головой вниз.
Сегодня много любят рассуждать о «всеобщности» восстания, хотя на самом деле в стране началась гражданская война, с обеих сторон сражались и погибали сотни людей. В распоряжении путчистов было более 50 000 единиц стрелкового оружия, до 100 танков, около 200 орудий и минометов. Сила не маленькая.
Как рассказывают ветераны венгерских событий, боевые действия были полномасштабные. Приходилось даже использовать реактивную артиллерию, чтобы подавить очаги сопротивления. Против советских войск выступали далеко не только студенты и рабочие. Понятно, что для управления танком или пушкой недостаточно одного протестного духа, нужны умение и опыт. А такой опыт имелся у бывших солдат венгерской армии, которые уже сражались против СССР в составе немецкой армии.
Здесь стоит напомнить, что Венгрия была одним из главных союзников гитлеровцев в войне против СССР. На советском фронте отвоевало ни много не мало, почти полтора миллиона венгров, из них погибло 404 700 человек, больше 500 000 попало в плен. Венгерскими войсками на территории СССР было совершено множество военных преступлений, которые были зафиксированы следственными органами и комиссиями по расследованию фашистских зверств, но никакой ответственности за свои преступления Венгрия в итоге так и не понесла, вовремя предав вчерашнего союзника – Германию и выйдя из войны в 1944 году. Теперь бывшие солдаты снова взяли в руки оружие.
Интересный момент. Выходцы из Южной Осетии, участвовавшие в боевых действиях в Венгрии, рассказывают о встречах с ясами. Как известно, эти потомки алан расселились в древности здесь в одной из областей компактной массой. Но яссы не оставались в стороне от происходящих событий, принимая в них самое активное участие. При этом большинство из них поддерживало восставших. Некоторые из них знали об общем историческом прошлом с осетинами, но, тем не менее, особых симпатий к солдатам из Осетии не проявляли. Для них они все были «советскими».
Когда все возможности для мирного решения конфликта были исчерпаны, и сложилась реальная угроза дестабилизации на всем пространстве социалистического лагеря, было приятно решение о переходе к активным действиям. В течение недели все крупные очаги сопротивления были подавлены, хотя обошлось это дорогой ценой для противоборствующих сторон. В результате событий 1956 года в Венгрии погибло 2740 сторонников власти и восставших, 25 000 оппозиционеров было репрессировано, 200 000 человек покинули страну. Потери советской стороны составили 720 – убитыми, 1540 ранеными, 51 военнослужащий пропал без вести.
Все советские участники венгерских событий дали подписку о том, что они будут держать в тайне события тех дней. А осетины такую подписку давали еще и на осетинском языке.
Оправданы ли были действия советских властей? С точки зрения человечности едва ли. Но с политической, стратегической точки понять руководство СССР можно. Не надо забывать, что в этом же году антисоветский мятеж вспыхнул и в Грузии. В марте 1956 года сперва студенты, а после рабочие и деклассированные элементы подняли мятеж под лозунгом защиты наследия Сталина. Однако вскоре погромы уже шли под лозунгами выхода Грузии из состава СССР. Если бы тогда не были приняты жесткие меры, то СССР распался бы не в 1992 году, а в 1956 году.
Впрочем, применение силы для защиты стратегических интересов страны был опытом не только СССР. За шесть лет до событий в Венгрии английские части были брошены на подавление коммунистического восстания в Малайзии, и только за первый год боев там было уничтожено больше 40 000 человек. И никого это не возмутило. А за два года до событий в Венгрии французская армия начала карательную экспедицию в Алжире, где в ходе войны погибло почти миллион алжирцев. И снова никто не обвинял французов в жестокости. Любые факты истории всегда, даже по истечении большого временного срока, надо рассматривать из реалий и особенностей конкретного периода.

Коцты Х.
Газета «Республика»