Сергей Кабалоти. «Я ЖИВУ ОЖИДАНЬЕМ…»

Я живу ожиданьем, увы, год за годом.

О. Гибизов

Культура — и, в частности, поэтическая культура — это процесс. Характер этого процесса определить в нескольких словах невозможно. В течение долгих лет, отмеченных стремлением к упрощениям, схематизации и стереотипизации, литературный процесс пытались представить как эволюцию, венцом которой является так называемый метод «социалистического реализма». Сегодня, хотя такой подход еще не изжит полностью, опровергать всю эту «методологию» в силу ее заведомой несостоятельности уже попросту скучно. Хочется сказать о другом.

Поэтическая культура в своем движении проходит определенные этапы, повороты, и это обусловлено, в свою очередь, глубинными процессами, определяющими направления этой динамики. Одним из таких этапов в русской поэзии был так называемый «декаданс». Долгое время самим понятиям «декаданс» и «символизм» у нас ошибочно и догматично придавался однозначный оценочный смысл. На самом деле русский декаданс — явление сложное и поддающееся дифференциации. С одной стороны, это постромантический этап, своего рода маньеристский излет (в т.ч. западноевропейского) романтизма (главным образом, влияния современной французской поэзии), с другой — в нем существенен элемент, происходящий от русской романсовой традиции через такие ее разновидности как городской романс и жестокий романс в духе Апухтина и Аполлона Григорьева.

В осетинской литературе отзвуки этих традиционных мотивов слышны, например, еще в ряде русскоязычных стихотворений Коста Хетагурова. Можно было ожидать проявления сходных мотивов и в собственно осетинской поэтической культуре, по многочисленным авторитетным наблюдениям, тесно связанной с русской. Если едина корневая система культуры и общими являются глубинные закономерности ее динамики, то неминуемо должны совпадать, хотя бы в некоторых чертах, основные этапы эволюции. И если эта ниша в осетинской поэзии оставалась незаполненной, не вполне освоенной, разработанной, то ее запол-нение, освоение и разработка должны были рано или поздно произойти.

Отзвуки «жестокого романса» слышны в стихотворениях Ос-кара Гибизова, немногочисленные публикации которого привлекли внимание ряда осетинских писателей. Для его поэзии характерна довольно сложная на фоне всего того, с чем нередко приходится сталкиваться в современной осетинской поэзии, образность. В стремлении этого автора к образной насыщен-ности поэтической ткани, видимо, правильно было бы видеть одну из характерных черт, присущих современной поэзии во-обще (или — таким ее направлениям как модернизм). Трагическое мироощущение поэта зачастую трансформируется в этих стихах в меланхолическое, а порой и болезненное звуча-ние; драматическое оборачивается мелодраматическим. Все это по духу очень близко декадансу. Соединение элементов, по некоторым характерным чертам близких поэтике модернизма, и мотивов, близких по духу звучанию декадентских и романсовых, эклектично. Но противоречивость здесь внешняя: соединение это не механическое, а происходящее в результате творческой трансформации, и выглядит оно вполне органично, — эклектизм же сам по себе не несет качества, которое могло бы вызывать однозначный оценочный подход (вполне правомерны, кстати, попытки провести параллели между этим поэтическим миром и традицией Лорки). Заметим также, что в этом смысле в осетинской литературе можно найти и определенные аналогии: дос-таточно вспомнить личность и яркую поэзию Алихана Токаева, где огромный интерес к поэтике символизма (в частности, вли-яние астрофической традиции Верхарна, проявляющееся в поэтике на формальном уровне) сочетался с романтическим духом, и все это не мешало поэту быть в то же время революци-онером. Объясняется феномен такого эклектизма многими фак-торами, и среди них, видимо, в немалой степени тем, что если в поэтических культурах, существующих исторически относительно длительное время, этапы и направления развития оформ-лялись и разрабатывались в одном, так сказать, «композицион-ном» ритме, то в поэтической культуре, существующей всего несколько десятилетий (имеется в виду собственно литература — не устное поэтическое творчество), рисунок и ритм этого движения может трансформироваться, меняться. И в этом особенность данной поэтической культуры — назови ее исторической обусловленностью, своеобразием или тем и другим одновременно…

На фото: «Полет» Сияры Аккизовой