Роман о нашем городе

«Осетины, терские казаки, татары, персы, армяне, кабардинцы, ингуши, беженцы-турки, красноармейцы из Ярославской, Тульской, Рязанской губерний продают и покупают, покупают и продают — меняют одно на другое, торгуются, призывают в свидетели бога, черта, аллаха, джинна…» — таким увидел послереволюционный Владикавказ автор романа «Столовая гора» Юрий Слезкин (1885-1947).

Для него этот роман был третьим по счету, но первым — послереволюционным. До революции у Слезкина вышло в свет два романа. Первый — «Помещик Галдин» — был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1912 году. Через два года — в 2014 году — в том же журнале вышел роман «Ольга Орг», который принес автору известность, был экранизирован, переведен на многие иностранные языки. Сейчас он выложен в открытом доступе в Инете и каждый может с ним ознакомиться.

Самой сложной оказалась судьба именно третьего романа — романа о нашем городе — «Столовая гора». Сам роман был написан в 1922 году. Отрывки из романа Слезкин публиковал в периодических изданиях. В 1925 году роман был напечатан с купюрами. По цензурным соображениям Слезкину пришлось перестраивать роман и даже менять название на «Девушку с гор».

Впервые без купюр роман «Столовая гора» был опубликован 11 лет назад в журнале «Дарьял» (№3 за 2005 год). Публикацию к печати подготовил литературовед Станислав Никоненко. Он работал с рукописью романа, которая хранится в фонде Юрия Слезкина в РГАЛИ. В 2005 году сын Юрия Слезкина (историк, Заслуженный деятель науки РФ) Лев Слезкин был еще жив (его не стало в 2012 году). Помню, как с Русланом Тотровым, главным редактором журнала «Дарьял», мы обсуждали, как хорошо было бы выпустить роман отдельной книгой в приложении «Библиотека журнала «Дарьял»» и пригласить на презентацию Льва Юрьевича Слезкина, который, кстати, появился на свет в 1920 году (17 июня) именно во Владикавказе (мать — актриса Ангелина Жданович).

Как сообщает Википедия, внук писателя Юрия Слезкина — его полный тезка Юрий Львович Слезкин, — сейчас известный историк-славист, этнолог, автор оригинальной теории этнической идентичности, член Американской академии искусств и наук, профессор исторического факультета Калифорнийского университета в Беркли (США).

Итак, роман «Столовая гора» впервые вышел в свет без купюр в 2005 году во Владикавказе и литературовед Станислав Никоненко в предисловии к нему обозначил тему прототипов образов героев. По его мнению, для образа Алексея Васильевича прототипом явился писатель Михаил Афанасьевич Булгаков, чья профессиональная литературная деятельность началась именно во Владикавказе. Другим героем романа является художник Халил-Бек, который выведен под собственным именем. Халил-Бек Мусаев (Мусаясул) — известный аварский художник. До революции Хали-Бек учился в школе Общества поощрения изящных искусств в Тифлисе у Оскара Шмерлинга вместе с осетином Ладо Гудиашвили (Гудиевым). Затем он продолжил свое образование в Мюнхенской академии художеств (вероятно, был знаком с Махарбеком Тугановым). Дружба Халил-Бека со Слезкиным была основана и на общности судеб их отцов. Оба были героями боев на Шипке. Любопытно, что в то время во Владикавказе в Осетинской слободке жил еще один герой Шипки — Саге (Сергей) Газданов (дед писателя Гайто Газданова).

Станислав Никоненко предположил, что прототипом армянского поэта в романе «Столовая гора» был Георгий Сергеевич (Саркисович) Евангулов, который в 1921 году эмигрировал в Париж.

Неизвестно, кто был прототипом осетинского пролетарского поэта Авалова. Некоторые исследователи считают, что прообразом послужил редактор местной газеты «Коммунист» Г.С.Астахов.

К теме Владикавказ Слезкин еще раз вернулся в 1938 году. Он приехал в город, чтобы написать очерк «Горные ворота» о новых фабриках, заводах, школах… О социалистическом Владикавказе, о социалистическом строительстве. Но в его памяти навсегда остался Владикавказ, каким он его увидел впервын: «В каждом уголке, в каждом укромном закоулке этого города слышна неумолкаемая живая песня Терека, а в воздухе смешаны все запахи, какими только дышат земля, травы, цветы и деревья»…
Подготовила Мадина ТЕЗИЕВА, газета «Владикавказ»

На фото — Владикавказ