Маршрутка преткновения

Гости стольного града Владикавказа, как правило, недоумевают, узнав, что основным видом общественного транспорта в нашем довольно-таки большом городе является маршрутное такси. Пальма первенства автобусов в этом плане канула в Лету вместе с советской эпохой. Нет, автобусы в нашей столице, конечно же, тоже есть, но их недопустимо мало для населенного пункта, который постоянно расширяет свои пределы.
А вот троллейбусное движение у нас и вовсе было ликвидировано (для сравнения: в соседней Кабардино-Балкарии нальчикский троллейбусный парк недавно был усилен новыми троллейбусами — самый экологичный вид транспорта, между прочим; в Крыму до наших дней сохранилось троллейбусное сообщение между населенными пунктами так называемой Большой Ялты). Кто-то может сказать, что альтернативным маршрутке видом общественного транспорта является трамвай. Но вот незадача: город растет, а трамвайная сеть замерла 40 лет тому назад. И что самое неприятное для отдельных участников дорожного движения — так это то, что трамвайные рельсы им даже мешают обгонять и подрезать друг друга. В общем, из всего выше перечисленного осталось для нас только одно… Да, именно маршрутное такси.
А это своего рода показатель неблагополучия, если хотите, потому что микроавтобусы для пассажирских перевозок, каковыми являются маршрутные такси, применяются, увы, (держитесь крепче!) в неразвитых странах Африки, Юго-Восточной Азии, в меньшей степени Латинской Америки и… в России (В Европе, справедливости ради надо сказать, такие маршруты тоже есть, но они крайне редки — как правило, существуют только в исторических центрах городов, где очень узкие улочки, или для подвоза к удаленным достопримечательностям).
Что касается России, то еще совсем недавно такой вид общественного транспорта, как маршрутное такси, был в стране весьма и весьма распространен, особенно в провинциальных городах. Однако опять-таки не везде. В ряде городов маршрутных такси нет и никогда не было. В Красноярске, например, перевозки как государственных, так и коммерческих собственников осуществляли и осуществляют только автобусы большой и особо большой вместимости. Но даже там, где еще совсем недавно маршрутное такси, казалось бы, было популярно, сегодня оно успешно и оправданно вытеснено другими видами общественного транспорта. Так, к примеру, в Казани в 2007 году была введена новая маршрутная схема, согласно которой все маршрутные такси были заменены на автобусы большей вместимости. В итоге на линии осталась только незначительная часть нелегальных маршруток.
К большому сожалению, все выше сказанное не имеет ни малейшего отношения к столице нашей республики. А значит, с наступлением холодов мы вновь будем мерзнуть на остановках, пытаясь в час пик зачастую безуспешно втиснуться в салон забитой «в мясо» маршрутки, дабы добраться до места назначения. Если нам это не удастся, то опаздываем на работу, учебу, тренировку, к зубному врачу. И боже упаси нас от дождя или снегопада, тогда и вовсе никуда не доберемся, потому что водители маршруток в нелетную погоду на маршруты могут и не выйти, как не выходят после 20.00, несмотря на то, что плата за вечерний проезд была повышена. В общем, жизнь в нашем городе после 19.00 замирает. Уехать куда-либо можно только лишь на такси. Но и такси невозможно вызвать, если, скажем, идет дождь (правда, это уже совсем другая история). Только вот для школьников и студентов, которые ездят на тренировки в другой конец города, недоступность общественного транспорта после 20.00 — проблема самая, что ни на есть, настоящая. На такси не наездишься — по карману бьет.
Еще несколько фактов не в пользу маршрутного такси. Этот вид общественного транспорта, согласно опросу, проведенному Исследовательским центром портала SuperJob.ru, является самым опасным. Водителей маршруток участники опроса (и в этом с ними трудно не согласиться) нередко называют грубыми, невнимательными дилетантами, которые не способны отвечать за жизни пассажиров. Они умудряются брать деньги за проезд, отсчитывать и передавать сдачу, разговаривать по телефону, курить, грызть семечки… И всё это одновременно, а главное, во время движения! Какая уж тут, скажите на милость, безопасность? Да и уровень подготовки и культуры водителей маршрутных такси крайне низок.
Еще один важный момент: микроавтобусы имеют много меньшую степень защиты пассажира в случае ДТП, в частности, часто опрокидываются. В сети можно легко найти подтверждающие это краш-тесты ГАЗели, проводившиеся журналом «За рулем».
Словом, аргументов не в пользу маршрутного такси как основного вида общественного транспорта приведено, думается, предостаточно. Дело за малым: за вниманием к имеющей место проблеме со стороны владикавказской городской и новой республиканской власти. Понятное дело, что дорого содержать троллейбусы, поддерживать в достойном состоянии и расширять трамвайную сеть, денег стоит и приобретение нормальных пассажирских автобусов. Да и земельные участки троллейбусного депо, автопарков гораздо выгоднее пристроить под успешные коммерческие проекты, тем более, что земли в городе не так уж и много. А вот маршрутки содержать не надо. И только поэтому мы голосуем в пользу маршруток?
Господа чиновники, а вы попробуйте какое-то время не пользоваться своими личными автомобилями, которых нет у пенсионеров, школьников, студентов, бюджетников и безработных. Попытайте счастье, поездите хотя бы неделю, да что там неделю, хотя бы один день в маршрутках, как простые горожане, и тогда вы наверняка поймете, что не могут быть маршрутные такси основным видом общественного транспорта в таком большом городе, как Владикавказ.

 

Эльвира ГРУШЕВА
15IronPost