Волшебная свирель Уадындз

Обращаясь к музыкальной культуре осетин, к ее традициям мы можем только гордиться той классической связью между прошлым, настоящим и будущим, которую нам передали наши предки в сказаниях о Нартах, в тесной связи с песенным творчеством, осетинскими народными инструментами, соединив в себе все самое ценное в музыкальной культуре осетин.

Феликс Алборов, композитор и исполнитель, был убежден в том, что «музыкальный инструментарий нартов их песни, пляски и даже возведенные в культ пиршества являются составными частями одного целого, называемого «Миром нартов». Певцы-сказители, знатоки фольклора и народного творчества донесли до наших дней суть тех традиций и отношений, которые складывались на протяжении веков и которыми руководствовались наши предки. Василий Абаев пишет: «Сочетание грубой и жестокой воинственности с какой-то привязанностью к музыке, песней и пляскам составляет одну из характерных особенностей нартовских героев». Махарбег Туганов, исследуя осетинский эпос, в 1911 г. опубликовал замечательную «Песнь о Нарте Ацамазе». Так впервые в осетинской музкультуре упоминается о свирели — уадындзе. В 1998 г. Жанна Плиева — фигура знаковая для нас, композитор-новатор — автор музыки к кукольному фильму «Волшебная свирель», получает премию на Всероссийском фестивале анимационного кино в Тарусе. Фильм признан лучшим. Вот что написала об этом музыковед Т.Бабакова: «Созвучный душе композитора мир осетинского эпоса, песенно-танцевального фольклора, обрядовой музыкальной архаики, вдохновил ее на создание таких капитальных сочинений, как вокальный цикл «Из осетинского эпоса», «Нартский гимн» для хора и органа, музыка к фильму «Волшебная свирель». В основе фильма простой сюжет — сказание о сватовстве и женитьбе Ацамаза на Агунде. Юный нарт Ацамаз очаровывает своей игрой на свирели не только прекрасную Агунду, но и всю природу.

Еще в 1939 г. В.Абаев напишет: «Песнь об Ацамазе» занимает особое место. Пронизанная с начала до конца солнцем, радостью и песней — она изящно простая по содержанию и совершенная по форме. Из этого следует, что свирель-уадындз — один из древнейших музыкальных инструментов осетин, упоминаемый в «Сказании о нартах». Уадындз — разновидность продольной открытой флейты, которая уже с незапамятных времен бытует в музыкальной культуре осетин. В обиходе свирель — уадындз используется пастухами. Среди пословиц и поговорок существует и такая, которую привел Ф.Алборов в своей книге «Музыкальная культура осетин»: «Хорз фыййау йæ фос хъæр æмæ лæдзæгæй нæ, фæлæ йæ уадындзы цагъдæй æздахы». — (Хороший пастух послушания своего стада не окриками и палкой достигает, а игрой на своем «уадындзе».) Именно, может быть, потому этому инструменту пастухов приписывают такие свойства, которые побуждают к умиротворению или же к послушанию. Магия воздействия свирели напрямую связана со звуком, извлекаемым из него.

Б.Галаев так описывает уадындз в своей книге «Осетинские народные песни»: «Уадындз — духовой дульцевый инструмент — продольная флейта, изготавливаемая из кустарников бузины… иногда уадындз изготовляют и из отрезка ружейного ствола. Общая длина ствола не превышает 500 — 400 мм. В нижней части ствола вырезают два боковых отверстия, но искусные исполнители играют на уадындзе довольно сложные мелодии». Инструмент требовал к себе крайне трепетного отношения и обращения, зачастую из-за хрупкости материала. И все же несложная технология позволяла опытному мастеру за короткий срок, обычно с конца лета — начала осени, сделать до 15 уадындзов.

В «Атласе музыкальных инструментов народов СССР» приведен следующий звукоряд уадындза: «соль» малой октавы до «до» третьей октавы». Также отмечено, что «Осетинские музыканты с исключением искусством извлекают не только диатонический, но и полный хроматический звукоряд в объеме двух с половиной октав».

Свидетельство о широком распространении этого инструмента среди народов Кавказа можно найти в работах целого ряда исследователей. Приведем лишь небольшую параллель, которую провел Ф.Ш.Алборов: «Хорошо известно, что во всем мире с незапамятных времен на свирели — уадындзе играют пастухи. Среди замечательных исполнителей-пастухов был и библейский царь Давид, величайший музыкант, псалмопевец, артист-самородок не только еврейского народа, но и всего Древнего мира». Исследуя вопросы использования древних инструментов, Ф.Алборов пришел к выводу, что — флейта-уадындз с дрених времен бытовала не только в обиходе осетин, но и в гораздо ранние, ветхозаветные времена. Таким образом, пожалуй, можно только выразить уверенность в том, что поистине один из древнейших музыкальных инструментов еще не раз порадует нас своим прекрасным звучанием, в том числе и на сцене, в классической интерпретации.

Тамара КОТОЛОВА, Газета Южная Осетия