В московском издательстве «Композитор» впервые вышло в свет полное собрание сочинений композитора Заура Гаглоева

Имя двадцатичетырехлетнего осетинского композитора Заура Гаглоева золотыми буквами высечено на памятной доске Санкт-Петербургской консерватории среди имен композиторов и музыковедов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

«С чувством большой радости приветствую выход новой книги замечательного музыковеда, заслуженного деятеля искусств РСО-А, кандидата искусствоведения Татьяны Батаговой, посвященный первому осетинскому профессиональному композитору, нашему земляку, Зауру Гаглоеву.
Спустя многие десятилетия самобытное творчество Заура Гаглоева должно быть по достоинству оценено молодыми соотечественниками, которым предстоит изучать и развивать осетинскую музыкальную культуру», — написал в предисловии к полному собранию сочинений композитора Заура Гаглоева Дмитрий Медоев, Чрезвычайный и Полномочный Посол РЮО в РФ.

Корреспондент встретилась с музыковедом Татьяной Батаговой и попросила рассказать о том, как шла работа над этим изданием:

— Татьяна, впервые я услышала о композиторе Зауре Гаглоеве от ныне покойного главного дирижера северо-осетинской госфилармонии Павла Арнольдовича Ядых. Он очень высоко отзывался о природном даровании Заура. По его словам, это был музыкальный феномен. Кто первым из музыковедов написал о Гаглоеве?

— Первым написал о нем музыковед А.Б.Лившиц в книге «Жизнь за Родину свою» (1964). В 1975 появилась книга «Ополченцы» (Лениздат), в которой о подвиге Заура вспоминал А.Ф. Кузьмин, служивший с Гаглоевым в одном батальоне. Затем последовали статьи директора Северо-Осетинского музея краеведения Х.Г. Лазарова (1975), публициста А.Н. Крюкова, директора народного музея Е.А. Линда (1985), фольклориста З. Абаевой, аналитический очерк московского музыковеда А.В. Григорьевой (1985).

— Что нового открылось в процессе исследования жизненного пути Заура Гаглоева?

— Композитору Илье Габараеву удалось разыскать ноты девяти сочинений Заура Гаглоева. Заведующая городской нотно-музыкальной библиотеки Тамара Лолаева обнаружила ноты двух танцевальных фортепианных пьес и фотографии Заура Гаглоева.

— Ни Ильи Габараева, ни Тамары Лолаевой уже нет в живых. Представляю, как они были бы счастливы, увидев полное собрание сочинений Заура Гаглоева!

— Илья Габараев перед смертью лично передал мне ноты Заура Гаглоева со словами: «Сделай с этим то, что нужно». Осуществить сразу издание сочинений Заура Гаглоева мне не удалось — рождение детей, бытовые проблемы — но я никогда не забывала об этом предсмертном завещании Ильи.

— Кто выделил деньги на издание?

— Махарбек Кокоев, министр культуры Южной Осетии. Вообще все началось с того, что я пришла в Посольство РЮО к Дмитрию Медоеву. Конечно, без этой поддержки издание было бы невозможно.

— Что из написанного Зауром Гаглоевым было исполнено в Осетии?

— Часть из обнаруженных сочинений была исполнена во Владикавказе, в частности хор «Нæртон поэт» на стихи Г. Дзугаева, фортепианные танцы. По инициативе Ильи Габараева в 1991 году Санкт-Петербургским нотным
издательством «Композитор» были напечатаны ноты «Трио для скрипки, виолончели и фортепиано» Заура Гаглоева.

— Расскажите, как мальчик из маленького высокогорного села Южной Осетии сумел стать за столь короткий срок профессиональным композитором?

— Родился Заур Захарович Гаглоев в 1917 году в высокогорном селении Кусчита (Къусчытæ) Южной Осетии. Сын крестьянина, Заур не получил начального музыкального образования. Ребенком учился в начальной сельской Ванельской школе. В летние месяцы был пастухом, играл на самодельной свирели. Заур с удовольствием участвовал в народных праздниках, пел народные песни, хорошо танцевал.

— И все-таки… В пятнадцать лет Заур еще не знает нот, а в двадцать один, будучи первокурсником консерватории, пишет Фортепианное трио, отмеченное Дмитрием Шостаковичем как одно из лучших студенческих сочинений! Как так быстро можно было освоить профессию композитора?

— По окончании школы, Заур поступил в Цхинвальский (тогда
Сталинирский) Педагогический техникум, где пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов. Способности Заура были замечены руководителем оркестра Борисом Александровичем Галаевым. Музыкант стал заниматься с
юношей дополнительно. На индивидуальных занятиях осваивались музыкальная грамота, элементарная теория музыки, сольфеджио. Успехи Заура были столь явственны, что Борис Галаев решил повезти любимого ученика в Ленинград для поступления в музыкальный техникум, в котором когда-то учился композиции у Петра Рязанова.

— 1-й Музыкальный техникум (сегодня Музыкальное училище им. Мусоргского) был в 30-е годы XX века передовым учебным заведением. У кого учился композиторскому искусству Заур?

— Он учится в классах профессоров Михаила Алексеевича Юдина и Петра Борисовича Рязанова. За три года обучения в училище Заур преодолевает огромную дистанцию. Уже в 1940 он поступает в консерваторию с хорошими оценками по музыкально-теоретическим предметам и отличной оценкой по композиции. В консерватории Заур занимался в классе профессора Петра Рязанова, выдающегося советского педагога, композитора, ученого, фольклориста. Конечно, Зауру Гаглоеву с педагогом повезло. Важными были не только педагогический дар и мастерство Рязанова, но и его
деятельность фольклориста, большой опыт работы с национальными кадрами в Ленинграде, Тбилиси, Баку.

— До сих пор о Зауре в Санкт-Петербурге, как я слышала, ходят легенды…

— Да, о его феноменальной работоспособности вспоминают многие. Повторяется Цхинвальская история. Там он часто ночевал в музыкальном классе. Здесь тоже, не желая тратить драгоценное время на неблизкую дорогу до общежития, Заур остается ночевать в консерватории. Еще о нем ходят легенды, что он переиграл все сонаты Бетховена.
В характеристике, выданной Гаглоеву деканом композиторского факультета Ю.Н. Тюлиным, говорится: «З. Гаглоев является первым осетинским композитором и по яркости своего творческого дарования выделился из всего приема. З. Гаглоев по общему признанию является одним из самых талантливых студентов Композиторского факультета в целом… З. Гаглоев обладает исключительной работоспособностью и развился в чрезвычайно
короткий срок».

— Какие произведения были написаны студентом Гаглоевым в эти годы?

— В воспоминаниях друзей и родственников Гаглоева часто называются фортепианные пьесы, вариации, обработки народных мелодий, хоры, оркестровые миниатюры и даже
балет «Коста». К сожалению, пока не найдены материалы, относящиеся к балету. К первому году обучения на композиторском отделении училища (1938-1939) относятся осетинские танцы для фортепиано, Секстет для кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и бубна(тамбурина), фортепианные вариации, романс «Дума жениха»(«Усгуры мæт») на стихи Коста Хетагурова. В следующем учебном году — 1939-1940 — Заур написал «Пьесу для гобоя и фортепиано», «Песню
пастуха» для голоса и фортепиано на стихи Б. Боциева, возможно, «Скерцо для гобоя и фортепиано» (в нотах нет даты, указывающей на время написания сочинения). Заур пишет произведения самых разных жанров. Это романсы и хоры, инструментальные ансамбли и фортепианные пьесы, элементарные классические формы и сложные композиции со сквозным развитием. В 1940 году, скорее всего уже в консерватории, был написан смешанный хор a cappella «Нæртон поэт» на стихи Г. Дзугаева, посвященный памяти Коста Хетагурова. К консерваторскому периоду относится акапельный «Хор колхозников» на стихи Г. Плиева.

— Чаще всего из произведений Заура Гаглоева исполняют «Фортепианное трио», написанное на первом курсе консерватории. Это произведение стало репертуарным. Кто исполнил Трио впервые?

— Трио выдержано в традициях русской классической музыки. Вместе с тем, и в общем героико-эпическом
тонусе сочинения, и во всех основных сторонах музыкального материала — его мелодико-интонационном наполнении, особенностях метроритма, гармонии, фактуры — бесспорны черты национального своеобразия. Длящееся около пятнадцати минут, Трио слушается на одном дыхании. Впервые камерно-инструментальное сочинение З. Гаглоева было исполнено Московским трио в составе А. Бондурянского, М. Безверхнего и М.Уткина в концерте, посвященном 30-летию Великой Победы (1975). Со времени послевоенной премьеры Фортепианное трио З.Гаглоева неоднократно исполняли музыканты Москвы, Владикавказа. Одно из последних исполнений Трио состоялось 7 мая 2005 года в концерте фестиваля «60 лет Памяти» в Рахманиновском зале Московской консерватории. Музыку осетинского композитора исполнили воспитанницы профессора Т.А. Гайдамович, лауреаты Всероссийского и Международных конкурсов У. Тарасова, С.Васильева, Ю. Окруашвили.

— Заур Гаглоев погиб в сентябре 1941 года, защищая подступы к Ленинграду. Зачем он ушел на фронт? Ведь у студентов консерватории была бронь?

— Заур — воплощение неповторимой судьбы, таланта. Он был весь такой — «Меч и фандыр»… Иначе бы он не был осетином… Заур ушел на фронт добровольцем. Он был зачислен в 265-й отдельный пулеметно-артиллерийский батальон Октябрьского района. После краткосрочного обучения бойцы народного ополчения были отправлены на передовую линию фронта в район Красного Села. Бои
здесь начались в августе, а в сентябре в этом направлении началось наступление. В одном доте сражались и погибли Заур и его друзья-композиторы Вениамин Флейшман и Алексей Катакин. О бесстрашии и героической гибели Заура Гаглоева вспоминал участник боев под Русско-Высоцким, ополченец, боец 265-го ОПАБА А.Ф. Кузьмин: «Бессмертный подвиг совершил студент консерватории Заур Гаглоев. Со связкой гранат он бросился навстречу танку, угрожавшему позициям другого дзота, уничтожил танк, но погиб сам».

— То, что издано полное собрание сочинений Гаглоева — важное событие осетинской культуры. Но что еще мы можем сделать для увековечивания памяти Заура Гаглоева?

— Мечтаю снять документальный фильм о Зауре Гаглоеве. Надо записать на диск исполнение его произведений. Надо допечатать тираж собрания его сочинений, ведь он вышел мизерным тиражом! Новые поколения осетин должны знать его творчество!

Спрашивала Мадина ТЕЗИЕВА