Без сценария

25 марта в зале хореографической школы-студии состоялась встреча работников культуры с представителями исполнительной и законодательной ветвей власти, посвященная Дню работника культуры

Любое собрание — в какой-то степени театр, существующий в определенных драматических условиях. Даже тогда, когда нет заранее подготовленных ораторов, когда трибуна объявляется свободной, а само содержание выступлений не регламентируется каким бы то ни было протоколом.

«Сегодня праздник тех, кто дарит людям красоту, Минуты радости и вдохновенья, Кто творчеством своим способен без сомнения, В сердцах огонь зажечь, А в душах доброту».

С таких проникновенных слов начал свое выступление министр культуры РЮО Тамерлан Дзудцов, он же режиссер Юго-Осетинского государственного драматического театра им. К. Хетагурова. С присущей ему мягкостью он призвав главу Администрации Президента и Правительства РЮО Александра Большакова и председателя Комитета по делам культуры, образования, науки и религии Парламента Нугзара Бакаева занять места в президиуме, стал с тревогой говорить о судьбе национальной культуры. Он не сгущал краски, хотя подчас в этом есть необходимость, не бил в колокола, хотя этого можно было ожидать от человека неравнодушного к своему делу. Обстоятельно и спокойно, словно на первой «застольной репетиции», он рассуждал о причинах нынешнего неблагополучия в сфере культуры. «Предварительная оценка ущерба, нанесенного культуре Южной Осетии в результате грузинской агрессии августа 2008 года, по техническим параметрам составляет более двух миллиардов рублей. Ущерб, нанесенный культурному наследию народа, национальному достоянию страны, просто невосполним», — подчеркнул министр. По его словам, «сегодня не осталось ни одного значимого объекта культуры, который не получил бы повреждения. Если раньше в республике функционировали 346 учреждений культуры, то сегодня почти в полевых условиях действует 127. Многие из них находятся в аварийных помещениях, ветхих постройках, или временно размещаются в уцелевших частных домах…»

Все это, конечно же, отражается в первую очередь на художественном уровне культуры, на качестве работы деятелей культуры. Но нельзя согласиться и с тем, что сфера культуры стала своеобразным отражением тех процессов, которые происходили в нашем обществе. Ни для кого не секрет, что во всех областях культуры максимально нивелировано личностное, творческое начало, а традиции превратились в догму и штамп. Доклад министра в целом нес позитивный характер. Начиная с констатации фактов о том, что на данный момент в Министерстве культуры РЮО насчитывается 972 работника. Из них с высшим специальным образованием 97 человек, с высшим — 382, со средним — 505, не законченным высшим — 12 человек. Большая часть из них люди предпенсионного возраста. Он перешел на мажорный лад: «Показатели не радуют, однако мы сохраняем оптимизм и динамику и с уверенностью сможем сказать, что завтрашний день культуры Южной Осетии будет красивым, содержательным и богатым. Сегодня можно говорить о понимании государства, важности роли культуры в современном обществе, признании большого вклада работников культуры в процесс социально-экономических преобразований, происходящих в стране. Степень развития культуры общества, является важным показателем культуры нации. Культура — эта среда, в которой живет народ, в которой он формируется, и мы должны формировать культурную среду не только в материальной сфере, но и в сознании людей. Критерием процветающего общества является процветающая культура. Без культуры — общество больное и нет нации».

Собравшиеся прекрасно понимали и то, что уровень заработной платы работников культуры не соответствует специфике их труда, что не престижными, в силу целого комплекса причин, стали профессии артистов оркестра, хора.

Много предложений прозвучало о планах на 2009 год, связанных с началом и возрождением национальной культуры республики. По словам Т.Дзудцова, в этом году начинается долгожданное строительство госдрамтеатра, 15 мая в день осетинского языка и литературы, открывается национальная библиотека им. Анахарсиса. После капитального ремонта приступит к работе киноконцертный зал «Чермен». Его открытие ознаменуется проведением кинофестиваля. Здесь же состоится примьера первого осетинского мультфильма на сюжеты нартского эпоса. Планируется строительство 17 объектов национальной культуры. Это и государственный музей, и картинная галерея, и новый органный зал дома культуры в районах и селах.

О том, кто возьмет слово на встрече, никто не знал. Открытая трибуна таила некую загадочность, неопределенность, поистине новые свойства. Драматургия разговора складывалась буквально на глазах. О проблемах, накопившихся в городском отделе культуры, говорил заведующий этим отделом Сослан Хасиев: «Единственный хор-оркестр в городе элементарно не имеет сегодня инструментов. О чем говорить дальше?» Почти все библиотеки находятся в аварийном состоянии, а ведь искусство художественного азарта, творческой независимости и организационной воли требует действий. Где и в чем его источник? Снова вопрос…

На встрече произошло нечто, что «размыло» режиссерский рисунок, сместило акценты, поменяло интонации. Образно выражаясь, было много сольных выступлений, но ансамбль не сложился. Каждый говорил о своем, наболевшем и все мало думали о том «прожиточном минимуме», который необходимо было определить, востребовать, чтобы открылись новые творческие перспективы.

Опасность «заговорить» проблемы, превратить их в некую абстракцию, которая уже не раз грозила многим хорошим начинаниям и инициативам. На встрече то и дело звучала мысль о том, что реформу системы культуры надо выводить на государственный уровень, обращаться с конкретными предложениями в Правительство. Шаг необходимый, долгожданный, но требующий в свою очередь государственной подготовленности, не эмоции, а трезвого анализа.

P.S.

А теперь давайте читатель, немножко поразмыслим…

Предположим, что в этом году мы увидим новые, отстроенные объекты культуры.

Предположим, что государственный ансамбль «Симд», былая гордость нашего народа, через год другой отправится на обменные гастроли в одно из звездных столиц мира, а мы расширим свой кругозор благодаря гастролям, какой-либо европейской труппы.

Предположим, что мы в ближайшем будущем будем иметь возможность видеть новые работы наших мастеров кисти, слушать молодых дарований.

Предположим, что артистам театра, оркестра, хора, хореографических ансамблей повысят заработную плату, звезды мировой оперной и балетной сцены смогут выступать на наших сценах и иметь за это подобающий гонорар…

Это не реально? Или мы ошибаемся, благодушно мечтая о том, чего так долго ждали. Время покажет…
 ugo-osetia.ru