11 мая участники международного фестиваля «Танец Дружбы» посетили «Город Ангелов»

У фестиваля «Танец Дружбы» сложились свои традиции. Одна из них — в первый фестивальный день посещать мемориальное кладбище «Город Ангелов» в Беслане, чтобы возложить цветы к могилам погибших детей и к памятнику «Древо Скорби».

В Беслан 11 мая 2015 года я ехала в одном автобусе с детьми из Дагестана, которых опекают дети и педагоги владикавказской гимназии №4. Многие из махачкалинских детей принимали участие в прошлом, VI международном фестивале «Танец Дружбы», и были в «Городе Ангелов» и в первой бесланской школе…

Четвероклассница Алина Алиева говорит мне, что ей больше всего из всех впечатлений прошлого фестиваля запомнилась первая школа Беслана, и она рассказывала о ней своим одноклассникам. «Мы сами попросили, чтобы нас повезли туда, — говорит она, — а не только на мемориал».

Самой маленькой танцовщице дагестанского ансамбля «Молодость Кавказа» Саиде Гасангусейновой — пять лет. Ее сопровождает мама. Малышей старшие дети пропускают вперед, и вот мы с алыми гвоздиками в руках вместе со всеми другими делегациями идем мимо Поклонного Креста к Древу Скорби.

Артист Русского академического театра им.Е.Вахтангова Юрий Хафизов встречает детей у Древа Скорби. Его голос слышен везде без микрофона. Он рассказывает более чем полутора тысяче детей о том, как 1 сентября 2004 года их ровесники пришли в День знаний на праздничную линейку. Группа вооруженных боевиков захватила школьников в заложники. Свыше 1000 детей оказались «под прицелом». 334 человек погибло. Из них 186 — дети.

«Проходят годы… Сегодня, 11 мая 2015 года, вы, участники пятого международного фестиваля «Танец Дружбы», пришли почтить их память. В дни празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне особенно четко приходит осознание того, как важно сохранять мир. Только вместе мы сможем сделать так, чтобы такое никогда и нигде не повторилось».

Юрий Хафизов объявляет минуту молчания. Не звонят сотовые телефоны (многие дети их сами, без напоминаний, отключили), слышно только, как шумит ветер, разгоняющий темные тучи над «Городом Ангелов», давая пробиться робкому лучу солнца. Молча самые маленькие дети ставят корзины с цветами к Древу Скорби. Гвоздики — кладут на плиты надгробий. Даргинка Курбанкис (друзья ласково зовут ее «Кузя») беззвучно плачет. Это красивое имя — Курбанкис — ей дали в честь бабушки.
Дети застывают перед надгробиями Тотиевых. «Целая семья!» — вздыхает кто-то. Аварка Патя Рабаданова (она впервые во Владикавказе) бережно прикасается к повязке «Выпускник 2014 года» у основания памятника Залине Кучиевой. Это одноклассники погибших отмечают вехи их жизни, которая оборвалась, в сослагательном наклонении: «Сейчас бы она окончила школу и поступила в вуз»…

Все молча садятся в автобусы и мы вновь едем во Владикавказ. День расписан по секундам. Впереди — репетиции открытия фестиваля и вечером — сама церемония открытия. Камилла Шамхалова предлагает ровесникам сыграть в игру «Ассоциации», которой их научила руководитель ансамбля «Молодость Кавказа» хореограф Альбина Магометовна Джаватова, когда они несколько долгих дней ехали поездом в ноябре 2014 года на фестиваль в Санкт-Петербург, где, кстати, заняли призовое место. «Когда я думаю о маме, — начинает одна девочка, — я думаю о семье, — продолжает другая. Когда я думаю о семье, я думаю о мире!» — развивает мысль третья. «Когда я думаю о мире, я думаю об ответственности». «Когда я думаю об ответственности, я думаю обо всех нас!»
Вот такая она, «Молодость Кавказа».
Мадина ТЕЗИЕВА, «Владикавказ»
Фото автора