Так появится или нет в Южной Осетии второй оператор сотовой связи?

С тех пор как в Южной Осетии появилась мобильная связь и ее производный интернет, не утихают возмущения по поводу цен на тарифы и качества предлагаемых услуг. Единственный на сегодня оператор мобильной связи в Республике – «Остелеком» – появился, напомним, в 2004 году. За эти годы работа оператора изменилась. Причем однозначно при всем желании не скажешь – в лучшую или худшую сторону, для простого обывателя она поменялась в корне – расширился охват сигналом, но был введен роуминг на привычный мегафон, появился более усовершенствованный интернет 4G, но выросли цены… На улицах и в соцсетях «Мегафон», так по привычке называют «Остелеком» в народе, не ругает разве что ленивый. Как пример, недавнее ограбление компании вызвало не сочувствие, а злорадство в народе. Такая вот народная «любовь». При этом многие, опуская проблемы с ценами и роумингом, главное недовольство высказывают в связи с качеством предлагаемых услуг.
Личный пример. Безлимитный интернет с небольшим трафиком на моем модеме, в течение недели (!), так и не открыл ни одной, даже текстовой страницы на компьютере. Полагаю, пользователи 3G-интернета из юго-восточной части Цхинвала (р-он Жилмассива) со мной согласятся. Такая же картина и в большей части Знаурского района. Преимущественно модем переключается на 2G-интернет, а там мучайся себе на здоровье. Непонятно, почему преуспевающая компания с «кусающими» ценами не может обеспечить даже средним качеством интернета.
Между тем люди, которым необходимо часто звонить в Россию, все еще по-прежнему надеются на снятие «антисоюзнического» и «антиинтергационного» роуминга. Поскольку все еще памятны прямые эфиры и обещания рвущихся во власть политиков разных рангов, привести в Южную Осетию новых операторов связи, и, параллельно, по мановению волшебной палочки, отменить злосчастный роуминг на восьмерку. Знали ли они тогда особенности сотовой связи или нет, сказать сложно. Однако обещания держать надо. Нам же в пресс-службе компании сообщили, что решение вопроса снятия роуминга находится в ведении головной компании «Мегафон».
В последнее время тема проблемы качества мобильной связи стала подниматься и в руководстве страны. Сначала Президент поднял данные вопросы на расширенном заседании Правительства, что вылилось в конкретные поручения руководителю профильного комитета, а потом уже парламентарии вызвали «на ковер» главу компании и также предъявили конкретные претензии. Но с тех прошла неделя и пока перспектива изменения статус-кво даже не просматривается.
Кстати, в вину руководству страны как нынешнему, так и предыдущему порой ставится наличие лишь одного оператора мобильной связи. Однако экс-председатель Госкомитета связи и массовых коммуникаций Георгий Кабисов уверяет, что крупным российским компаниям, предоставляющим услуги мобильной связи просто не выгодно осваивать юго-осетинский сегмент, поскольку это требует ощутимых инвестиций с неизбежно затяжным сроком окупаемости. «В должности председателя Комитета я проработал с 2009 по 2011 годы. И не раз встречался с руководителями таких ведущих операторов как «Билайн» и МТС. Безусловно, наличие хотя бы еще одного оператора было в наших интересах. Но они, к сожалению, коммерческий интерес к нашей республике не проявили, – вспоминает Г.Кабисов – Единственное, что нам удалось, так это привлечение в страну ныне уже бывшую компанию Скайлинг, которая должна была составить конкуренцию уже действующему оператору. Но и этот проект в итоге реализовать до конца не удалось».
Между тем, в конце прошлого года снова заговорили о возможном запуске нового оператора мобильной связи. Речь идет об операторе с благозвучно патриотическим брендом «ИрТел», которая станет дочерней компанией российского оператора «Теле2».
История этого ожидаемого оператора следующая и больше подходит под известное изречение, что «все новое, это хорошо забытое старое». Дело в том, что бывшая компания «Скайлинг» модернизировалась, обросла техническим «мясом», усовершенствовалась и явилась России как новая преуспевающая кампания «Теле2». Напомним, что в 2010 году по договору с российским мобильным оператором в Южную Осетию уже было доставлено оборудование для новой мобильной связи. Это был российско-югоосетинский проект, где предполагалось участие, в том числе и государства. Согласно договору чуть больше 25% стоимости проекта должны были оплатить юго-осетинские власти и, таким образом, стать держателем четверти акции, другая четверть принадлежит местным предпринимателям, что даст возможность Южной Осетии с контрольным пакетом акции вести лояльную ценовую политику. По ценам тех лет участие государства в денежном выражении оценивалось в 28 миллионов рублей, с учетом изменений на мировом рынке это сумма на сегодня уже составляет чуть больше 40 миллионов. Российская компания, местные предприниматели свои пункты уже исполнили, теперь слово за Правительством.
«Я знаю, что на технике такого типа работают не только в России, но, скажем, и в братском Приднестровье, в различных штатах США… В любом случае, это лучшее на сегодня решение в области связи для Южной Осетии. Российская сторона, выполнив со своей стороны все обязательства и прождав более положенного срока, уже собирается забрать простаивающее несколько лет оборудование. Но в таком случае пропадут средства юго-осетинских инвесторов, которые уже вложились в данный проект. Поэтому мы очень рассчитываем на Правительство. Могу сказать, что при первом запуске сигнал нового оператора «ИрТел» охватит город и самые густонаселенные пункты районов. Потом, за счет доходов компания будет расширять зону охвата», – рассказал о планах технический директор возможного второго оператора в республике Сармат Хубулов.
Этой же мысли придерживается и Георгий Кабисов, вышеуказанный экс-чиновник, а ныне эксперт в области связи, без участия которого не реализуется ни один проект в данном направлении. «Оборудование, несмотря на простой в шесть лет, сохранено в полном объеме, находится в пригодности, и лично я могу говорить о добрых перспективах его работы. Если новый оператор заработает, это, во-первых, создаст здоровую конкуренцию ныне работающему оператору мобильной связи, вследствие чего снизятся цены, во-вторых, разгрузится сеть. Да и если честно, другого выбора у нас фактически на сегодня и нет…».

Фатима Плиева,
газета «Республика»