Многодетная семья беженцев c Украины: «Осетия стала для нас второй родиной»

Виктор БУЙВИДАС. «Комсомольская правда»

В Северную Осетию семья Панченко, в которой воспитываются пять малолетних детей, приехала полтора года назад из Макеевки Донецкой области, где тогда беспрестанно рвались снаряды.

— Мы нисколько не пожалели, что приехали сюда, — говорит многодетная мать Лилия. — Все полтора года, что мы здесь, о нас очень хорошо заботились. Жили мы в санаториях «Тамиск», «Юность», и питание было хорошее, и всеми необходимыми вещами нас обеспечили. Осетины — благородные, гостеприимные люди. Нам очень нравится их культура, с которой мы уже успели познакомиться. Дети учатся в специальной школе МЧС. Когда раньше заводили разговор о переезде, дети плакать начинали. А дочка вообще ультиматум поставила: хочу здесь пойти в пятый класс! На курсах МЧС их возят в горы, вот скоро в Цей собираются. Конечно, на Украине дети такой интересной жизни никогда не видели. Дети учат осетинский язык — им очень нравится. Никак не ожидали попасть в гости к таким прекрасным отзывчивым людям!
Лилия и ее муж смогли устроиться на работу, но на аренду жилья денег не хватает. Добрые люди посоветовали женщине обратиться за помощью в Северо-Осетинскую региональную организацию «Русское национально-культурное общество «Русь»».
— Нам нужно жилье для временного проживания — платить за двухкомнатную квартиру во Владикавказе 10 000 рублей мы не в состоянии, — рассказала Лилия. — В течение года мы все должны получить российское гражданство, тогда у нас появится больше прав. У мужа зарплата «чистыми» выходит 11 тысяч рублей, он электрик в трамвайном депо. Я работала санитаркой, сейчас устраиваюсь швеей в ателье мод, но пока еще не начала зарабатывать на новом месте. Батюшка, отец Василий, в церкви посоветовал обратиться в общество «Русь». Да и от других знакомых я слышала, что здесь нам обязательно пойдут навстречу.
Председатель общества Владимир Писаренко пообещал помочь.
— Дело в том, что 2 февраля закончилась федеральная программа субсидирования беженцев из Украины, — говорит он. — И теперь РСО — Алания содержит беженцев за свой счет. В день на человека надо 800 рублей. Для бюджета нашей маленькой республики это существенная сумма. Люди боятся, что с марта останутся уже и без этой помощи. Поэтому какая-то часть вынужденных переселенцев возвращается на Украину. Но многие уезжать не хотят. Им, без пяти минут нашим гражданам, мы, конечно, будем помогать с обустройством. У Лилии на руках пятеро детей — от 4 до 13 лет. За всеми нужен материнский уход: малышня ходит в садик, дети постарше — в школу. Поэтому Лилия вынуждена поменять работу, шить она сможет на дому. Вопрос с жильем для семьи Панченко мы решим по максимуму наших возможностей — точно так же, как помогали с местами в детсадах и школах.
На фото Лилия Панченко с дочерью. Фото автора.