Роза Валиева: «Николай Некрасов глубоко и проникновенно писал о судьбе русской женщины…»

В общеобразовательной школе №5 состоялся открытый урок, посвященный творчеству великого русского писателя, поэта, публициста, признанного классика мировой литературы Николая Некрасова, организованный заслуженным педагогам русского языка и литературы, отличником народного образования Розой Валиевой.
Отметим, что открытый урок состоялся в рамках Фестиваля педагогических и методических идей, творческих находок, сценариев урока, который проводится АПРЯЛ ЮО.
На мероприятии присутствовали государственный советник Президента Жанна Зассеева, заместитель министра образования и науки Элиса Гаглоева, президент Ассоциации преподавателей русского языка и литературы Южной Осетии (АПРЯЛ ЮО) Залина Тедеева, учителя-русисты Республики.
Роза Валиева поприветствовала гостей и подчеркнула, что в этом году исполнилось 195 лет со дня рождения гениального русского поэта Николая Некрасова. «Сколько времени прошло, но творчество Некрасова настолько любимо, что дети всегда с большим интересом изучают биографию и творчество поэта», — подчеркнула Р. Валиева.
Она отметила, что в преддверии Международного женского дня 8 Марта основной акцент урока сделан на поэме «Русские женщины» и стихотворении «Размышления у парадного подъезда».
«Да будут незабвенны имена тех русских женщин — жен декабристов, героизму которых нет аналогов. Некрасов хорошо знал о нелегкой женской доле и очень глубоко и проникновенно писал о судьбе русской женщины», — сказала учитель-русист.
В ходе урока учащиеся рассказали о жизни и творчестве Николая Некрасова.
«Некрасов родился в 1821 г. в городе Немиров в Винницком уезде Подольской губернии. Он тяжело вспоминает о своем отце, но хорошие воспоминания оставила его мать. В 7 лет он начал писать о своей «любезной маменьке» и посвятил ей стихотворения».

Она была исполнена печали,
И между тем, как шумны и резвы
Три отрока вокруг нее играли,
Ее уста задумчиво шептали:
«Несчастные! зачем родились вы?»
«Мать»

Далее учащиеся рассказали о восстании декабристов, о том, как после политической ссылки их жены последовали за ними в Сибирь: «В 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге произошло восстание декабристов, офицеров, требовавших отмены крепостного права. Восставшие потерпели поражение, часть из них была казнена (Бестужев, Каховский, Рылеев и др.), а 120 человек сосланы в Сибирь, — рассказали учащиеся. — Разделить учесть своих супругов поехали жены-декабристки. Поэма «Русские женщины» была написана 1871-1872гг. Она рассказывает о женах декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь. Произведение состоит из двух самостоятельных частей, первая — повествующая о княгине Екатерине Трубецкой, создана в 1871 году, вторая написана на воспоминаниях Марии Волконской и завершена в 1872 году. Обе части были опубликованы в журнале «Отечественные записки».
Также учащиеся рассказали о том, что стихотворение «Размышления у парадного подъезда» было написано Некрасовым, когда он находился в тяжелом психологическом состоянии. По их словам, самые проникновенные строки написаны в самом конце произведения, и пронизаны жалостью и гневом.
Отметим, что на открытом уроке присутствовала осетинская тематика.
«Готовясь к уроку, мы очень хотели, чтобы прозвучал и осетинский язык, мы нашли стихотворение Коста Хетагурова «Хæххон чызгы мардыл» («На смерть горянки»)», — сказала Роза Валиева.
Ребята прочитали стихотворение, где гениальный осетинский поэт описал жизнь и бесправное положение горянки, которая умирает от «хорошей» жизни. Умерев молодой, она избавилась от всего того, что ее тяготило.
С особой теплотой, чувственно и проникновенно школьники прочитали отрывки из эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Мороз, Красный нос», а также бессмертные стихотворения поэта, которые были посвящены преимущественно страданиям народа.
Николай Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора. Его поэзия оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а позже и советской поэзии.
Необходимо отметить, что проведенный открытый урок был очень интересным и насыщенным и прошел в форме живого диалога. Роза Валиева вместе с учащимися как будто на миг перенесли собравшихся в ту эпоху, когда жил и творил свои бессмертные строки Некрасов.
По завершении открытого урока Залина Тедеева выразила слова благодарности Розе Валиевой и учащимся 7 класса за столь интересный урок, который прошел на высоком профессиональном уровне. Члены ассоциации еще долго не расходились, они оживленно делились впечатлениями от пройденного урока. Ими был отмечен высокий уровень знаний учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта.

3. КАЧМАЗОВА,
газета «Южная Осетия»