Интервью с автором расстрелянного памятника

Весь мир обошли эти кадры: памятник в центре Цхинвала великому языковеду Васо Абаеву, обезглавленный грузинскими агрессорами, напавшими на спящий Цхинвал  в ночь с 7-е на 8-е августа.

Автор памятника – известный осетинский скульптор Николай Дзукаев (заслуженный художник РСО-Алания, народный художник РЮО), чье 50-летие недавно отмечала вся Осетия.

Мы сидим во владикавказской мастерской скульптора. «Вот здесь, — говорит скульптор, — еще один вариант памятника Васо Абаеву: сцены, иллюстрирующие его произведения. Видишь – скифские мотивы…13-го сентября я еду в Цхинвал с большой группой северо-осетинских художников. На месте посмотрим, что можно сделать: реставрировать разрушенный памятник или же поставить на его месте новый, может быть, в другом варианте»…

— Николай, как Вы узнали, что Ваш памятник Васо Абаеву – без головы?

— Я это увидел по телевизору. Показали, что голова отдельно лежит – по частям. Неприятное, конечно, было ощущение. Тяжелое.

— Как шла работа над этим  памятником в свое время?

— Памятник был установлен к юбилею великого ираниста. К его 100-летию, до которого Василий Иванович не дожил один год. Это первый памятник Васо Абаеву, поставленный ему в Южной Осетии.

— В этой мастерской Вы лепили скульптуру?

— Да, вот в этой самой мастерской, где мы сейчас с вами сидим, я его лепил. Вот здесь его выносили, вывозили. Даже не помещался он здесь. Мы даже дверь тогда вырезали, чтобы вынести его. Подъемный кран пригоняли, высоко чтобы поднять. Повезли, установили. Было торжественное открытие. Я на всю жизнь его запомнил. Музей Абаева в Цхинвале тоже разбомбили. Его тоже надо восстанавливать. Музею я тогда подарил бюст Васо Абаева. Не знаю, он уцелел или нет. Мы 13-14 выезжаем в Цхинвал, как раз в эти дни в Южной Осетии будет народный праздник – Дзуары барагбон. Хочу посмотреть все остальные памятники – что с ними?

— Вы едете в составе группы Союза художников РСО-А. Какова цель поездки?

— Когда в Цхинвал вторглись грузины в 1991 году по приказу Гамсахурдиа, было много жертв с осетинской стороны. Мы поставили в память о жертвах той агрессии Мыккалгабыр. Это был эскизный вариант. Основание сделали слишком толстым. Сейчас будем с президентом Южной Осетии говорить, чтобы сделать основание более изящным. Этот памятник сохранился, но тоже пострадал. Будем его улучшать. Будем делать.

— Из чего был сделан памятник Васо Абаеву? Это бронза?

— Из железобетона. Тонированный под бронзу.

— Как Вам удалось добиться такого портретного сходства – Вы работали с фотографиями?

— Конечно, работал с фотографиями, смотрел фильмы про Васо Абаева. Сидел в библиотеках, родственники давали фотографии…

— Как вы сейчас будете его восстанавливать? Отдельно лепить голову?

— Мы посмотрим на месте, если будут возможности технические, то можем. А если нет технических возможностей, то мы его заново сделаем еще лучше. И поставим, как было. И пусть они не думают, что нас можно запугать. Еще лучше даже будет!

— А сколько в Южной Осетии еще ваших памятников?

— Там в Осетинском театре был бюст Коста Хетагурова, который мы на вертолете туда везли и подарили от имени «Стыр Ныхаса». Не знаю, что с театром, что с бюстом… Давайте поговорим с вами, когда я вернусь с Южной Осетии. Хорошо?

— Договорились!

Мадина Тезиева