«Уацдин» как опиум для народа

В последнее время в Осетии набирают силу жаркие споры на как бы религиозную тему. Причем, дискуссия идет не вокруг христианско-исламских противоречий, а также попыток наладить межконфессиональный диалог, а вокруг возникшей буквально из ниоткуда, так называемой, «традиционной осетинской религии» «Уацдин».
Адепты последней называют ее новым, специально придуманным и поэтому замысловато-сложным словом «уацдин», в котором «уац» — это весть, слово, логос, свет, а «дин» — вера.
По своей сути «Уацдин» является претендующей на универсальность мировоззренческой и духовно-нравственной системой, искусственно созданной в конце 90-х — начале 2000-х годов на базе классических культурологических, лингвистических и этно-психологических исследований осетинского языка, эпоса и культуры, соединенных с различного рода восточными психо-физическими медитативными практиками.
В частности, анализ текстов главных идеологов «Уацдина» Алана Чочиева, Вячеслава Джанаева, Даурбека Макеева и Тамерлана Камболова свидетельствует о том, что все они находятся под влиянием культурно-антропологических теорий Э. Тайлора, Л.Г. Моргана, Б. Малиновского, Ф. Боаса, Л. Уайта и К. Леви-Стросса, философско-лингвистических, этнолингвистических и семиотических исследований В. Гумбольдта, А. Потебни, Л. Витгенштейна, Э. Сэпира, Б. Уорфа, Э. Касирера, Ф. де Соссюра, М. Фуко, классических работ Д. Фрэзера, У. Джеймса и М. Элиаде по сравнительному религиоведению, известных исследований В. Миллера, М. Ковалевского, З. Ванеева и Д. Раевского по осетиноведению, а также работ Э. Бенвенниста и В. Абаева по сравнительной иранистики и этимологии.
По мнению ряда экспертов, в основе «Уацдин» лежит присущая осетинскому языку, как и любому другому языку вообще, религиозная картина мира, на основе которой отдельные представители осетинской творческой интеллигенции пытаются искусственным образом создать некую новую псевдорелигиозную систему. Причем каждый из них лепит новую осетинскую веру исключительно по своему разумению, опыту и уровню образования.
Так, по словам Т. Камболова осетинская религиозная система «Уацдин» является т.н. национальной религией, т.е. религией, присущей только одному народу, и стоит в одном ряду с такими религиозными системами, как синтоизм и индуизм. При этом, в отличие от синтоизма и индуизма, «Уацдин» является монотеистической религией, такой, как христианство, ислам и иудаизм.
Однако, принципиальным отличием «Уацдина» от других мировых монотеистических религий является отсутствие в ней, как считает Т. Камболов, представлений о рае и спасении, как цели и смысле человеческой жизни.
Согласно интерпретации ученого, «Уацдин» предлагает своим адептам догматическое по своей сути представление о трехчастной Вселенной, состоящей из трех сфер — высшей сферы, где обитает Единый Бог и его ангелы, средней сферы — земли, где живут люди, и низшей сферы, где находится подземная страна мертвых и место пребывания злых духов. Человек после своей смерти, вне зависимости от того, как он жил, попадает в загробный мир, где и остается навсегда.
Целью человеческой жизни, согласно «Уацдин» в интерпретации Т. Камболова, является исполнение установленных Богом нравственных предписаний для стяжания себе при жизни доброго имени. Потеря же имени вследствие неправильного поведения и является, по мнению Т. Камболова, наказанием для человека.
Другими словами, современный последователь «Уацдина», в интерпретации Т. Камболова, это некий аналог античного стоика, человека нацеленного на выполнение высоких этических принципов, вне зависимости от встречающихся на его пути соблазнов и препятствий, и не рассчитывающий при этом ни на какую награду, кроме личного морального удовлетворения и положительной оценки со стороны окружающих.
Необходимость распространения в Осетии национальной религии обосновывается Т. Камболовым возможностью религиозного конфликта между осетинами-православными и осетинами-мусульманами.
В свою очередь, А. Чочиев полагает, что религиозная картина мира осетин содержит следы древнего единобожия («ир-ас-аланское единобожие»), которое затем легло в основу всех мировых религий, начиная от зороастризма и заканчивая исламом.
В частности, А. Чочиев, на основе спорных этимологических выкладок и имеющихся в осетинском Нартовском Эпосе и в Сказаниях о Царциатах космогонических мифах, реконструирует этническое представление о Едином Боге, Творце — Хуыцау — и созданном им мире. Так, Бог «Уацдина» имеет безличностный, не персонифицированный характер, а созданный им мир поделен на три сферы — небесную, земную и подземную, предназначенные соответственно для жизни самого Бога и его ангелов, человека и животных, а также душ умерших и темных духов.
При этом А. Чочиев, в отличие от Т. Камболова, считает, что души всех умерших попадают на небо в верхнюю сферу (которая, в свою очередь, поделена на семь уровней), а вот их тела оказываются в нижнем мире (тоже имеющем семь ступеней). Цель и смысл жизни человека в рамках «ир-ас-аланского единобожия», в интерпретации А. Чочиева, заключается в следовании естественному нравственному закону, молитвенном общении с высшими силами, а также благородном поведении по отношению к окружающим, которое, якобы, предполагает обуздание низменных мыслей, желаний и поступков.
При этом А. Чочиев последовательно развивает мысль о том, что адепты «Уацдина» во все времена были носителями не только передовых духовных, но и политических проектов, что позволяло им занимать роль аристократии и активно участвовать в политической жизни многих древних и средневековых государств.
По этой причине, по мнению А.Чочиева, современные последователи «Уацдина» в Республике Южная Осетия и Республике Северная Осетия-Алания основное внимание должны уделять не только духовному самосовершенствованию, но и активному участию в политической жизни РЮО и России.
По мнению А. Чочиева, процесс глобализации, рано или поздно, приведет к созданию под эгидой США, стран Запада и их союзников всемирного государства, а также всемирной монотеистической религии, аналогичной «Уацдину», как его идеологической основы. В этой связи, политической задачей осетин является максимальное подключение к данному проекту, с целью вхождения в будущую мировую элиту и активного участия в управлении мировым государством.
Другой современный идеолог «Уацдин» Д. Макеев также полагает, что религиозная картина мира осетинского языка является не чем иным, как древним религиозным учением, которое распространялось 5 тысячелетий назад древними индоевропейцами. Следы этого учения Д.Макеев находит в индуизме, брахманизме, зороастризме, даосизме, буддизме, иудаизме и христианстве. По интерпретации Д. Макеева, Бог создал Нартов, предков осетин, с целью «распространения истинного духовного учения — æсс и избавления мира от дикости и идолопоклонства».
По мнению Д. Макеева, целью и смыслом «духовного учения» было общение с Богом — Хуыцау — через посредничество «Великого Духа Уас» (Уастырджи), более мелких духов и ангелов, с целью достижения определенной степени просветления, «чистого сознания», свободного от бесконтрольных мыслей и эмоций, от материальных привязанностей, а также от потребностей плоти. Возможность такого состояния достигалась, якобы, через владение различного рода психофизическими техниками и приемами контроля различных «энергетических потоков», которые, по мнению Д. Макеева, и есть персонифицированные божества (зэды и дауги) осетинского пантеона, такие как Фалвара, Рыныбардуаг, Мыкалгабарта и др.
Вместе с тем, Д. Макеев признает, что «Уацдин» не предполагает прижизненной победы человека над своей темной стороной и темными духами. По мнению Д. Макеева, душа человека может освободиться от власти низших сил только после смерти, когда окончательно расстанется со своим телом.
Касаясь самой идеи Абсолюта, Д. Макеев с одной стороны отмечает, что Бог «Уацдина» имеет безличный, непостижимый и практически недоступный даже для просветленного человека характер. Однако с другой стороны, Абсолют проявляется «в трех своих основных ипостасях»: в виде Уастырджи — Великого Вестника, носителя «Божественной мысли и слова», самого могущественного из духов, различных зэдов и даугов, ответственных за видимый материальный мир, а также, что весьма примечательно, низших духов т.н. уаигов. Человек, по мнению Д. Макеева, является отражением космоса, и состоит из трех вышеназванных сил. Причем, какая сила в нем возобладает целиком и полностью — зависит от воли самого человека. Высшими из людей являются те, которые «единятся с божественным духом Уас… — Уастырджи». Такие люди называются Уасдан — Вместилище Божественной Вести». Уасданы являются аристократами, которые могут быть духовными учителями и властителями.
С целью достижения «духовного просветления» Д. Макеев предлагает адептам «Уацдина» практиковать широко известную во всех духовных школах остановку внутреннего диалога, через деятельное исполнение высоконравственных норм поведения (æгъдау) и тренировки концентрации внимания на коротких мантрах (молитвах). Однако это не дает полного погружения.
Подготовившись таким образом, человек затем должен начать принимать участие в коллективных духовных практиках, таких как куывды (ритуальные застолья), песнопенья и танцы. Именно в результате культовых танцев адепт «Уацдина» становится просветленным носителем «чистого божественного духа» — уасданом, и его дальнейшая задача заключается в деятельном исполнении повелений «божественного духа» в повседневной, социальной и политической жизни.
Другими словами, для правоверного уацдиновца общение с божеством является не результатом личного духовного подвига, а финалом некоего оргаистического акта, в котором в обязательном порядке должны участвовать все члены религиозной общины.
Для людей, обладающих базовыми знаниями в области философии религии, сравнительного религиоведения и сектоведения, «Уацдин» является новым, не традиционным религиозным движением, имеющим признаки естественной, этнической и монотеистической системы, претендующей на статус «мировой религии».
Однако, монотеизм «Уацдина» имеет слабо выраженный характер и характеризуется рядом отличительных особенностей, что в конечном итоге отражается на достаточно специфическом представлении о Боге, человеке, цели и смысле человеческой жизни.
В частности, Бог «Уацдина» фактически полностью имманентен своему творению, составляет с ним единое физическое, идеальное и энергетическое целое, а также присутствует в мире в виде трех своих эманаций — высших светлых духов, духов стихий и подземных темных духов.
Таким образом, добро и зло в «Уацдине» являются не антагонистическими силами, а всего лишь двумя различными проявлениями Абсолюта! Бог Уацдина не есть Абсолютное Добро, он есть и добро, и зло одновременно.
Более того, человек, как часть имманентного Богу творения, вмещает в себя все три эманации Божества, и таким образом по определению… сам является Богом.
В случае достижения «просветленного состояния сознания» такой человек фактически отождествляется с высшими проявлениями Абсолюта, становится богочеловеком или сверхчеловеком и получает моральное право действовать вне каких-либо нравственных норм и правил, поскольку его любой поступок автоматически становится нормой и правилом.
В социальной и политической плоскости учение «Уацдин» нацеливает человека на идентификацию исключительно по национальному признаку, придавая конкретному этническому происхождению особый, высший и поэтому исключительный характер, который в конечном итоге дает ему моральное право претендовать на власть и господство над другими людьми.
Полное исследование «уацдина» еще ждет своих исследователей и экспертов, однако уже сегодня ясно, что база нового учения идеально подходит для развития и пропаганды в Осетии идей, очень близких к различного рода полуфашистским, радикально-националистическим и экстремистским течениям, не имеющим ни к Осетии, ни к ее культуре и истории никакого отношения!
Феликс Абаев
http://free-view.org/2016/05/28/uacdin-kak-opium-dlya-naroda/