Фестиваль стрит-арта в Южной Осетии как искусство рушит границы

17-18 сентября в Цхинвале был проведён фестиваль уличного искусства «Иумæ уæм». Художники московской арт-группы Zukclub и Арт Пространства «Портал» из Владикавказа совместно с юго-осетинской молодёжью в течение двух дней расписывали здания и дома столицы. Фестиваль был организован по инициативе осетинского танцора Коста Джиоти, при поддержке мэрии города Цхинвал.
Творчество без границ – именно так можно описать прошедший фестиваль уличного искусства «Иумæ уæм» в Цхинвале. Два дня в городе царила неподдельная творческая атмосфера: с самого утра и до поздней ночи, вооружившись инструментами, по лестницам и деревянным лесам, художники взбирались к своим старым обшарпанным холстам-зданиям, претворяя в жизнь очередную идею. Серые молчаливые стены спустя время обретали голос и начинали свой выразительный рассказ об истории нашего города, ее эпизодах.
Почти в каждой работе заключён определённый смысл, который со всей своей очевидностью раскрывается внимательному прохожему. Город предстаёт в виде старца-сказителя, повествующего зрителю о важных и интересных фактах из истории и мифологии осетинского народа.
Работы впечатляют насыщенным визуальным контрастом: в многолетней разваливающейся стене прорублено окно в волшебный мир, мифологический олень с витиеватыми ветвистыми рогами, на которых прорастает легендарное яблоко нартов, напоминает о знакомстве Дзерассы и Ахсартага. Не остаётся сомнений, что даже человек ещё незнакомый с Нартским эпосом, невольно проникнется очарованием и магией рисунка. Многие изображения сопровождаются аутентичными орнаментальными узорами, красивыми поговорками и цитатами из стихотворений на осетинском языке, что также придаёт работам особое сакральное значение.
С кирпичной стены жилого дома нам приветливо улыбается мужчина в военной форме – это Алан Джиоев (Парпат), народный герой, который не даст забыть о страшных событиях, что мы пережили в 90-х годах. Интересно и символично также обыграны следы от снарядов на доме на перекрёстке улиц Героев – Исака Харебова: ночное небо, обрамляющее белоснежные горы, и следы от пуль, лёгкой рукой мастера превратившиеся в яркие, сверкающие звёзды на тёмном непроглядном небосклоне.
Блеклое неприветливое здание музыкальной школы разразилось привлекательной мелодией древнего осетинского инструмента «дыууадæстæнон фæндыр», напомнив о нашем богатом культурном прошлом. Кстати, если внимательно присмотреться к рисунку, вы сможете заметить, что не хватает одной струны. Это, разумеется, не случайная оплошность. Художники оставили её недорисованной в качестве стимула, поэтому струну было решено дорисовать позднее, когда творческая жизнь в городе начнёт налаживаться. Например, когда в музыкальной школе начнут преподавать игру на старинных национальных инструментах или когда достроится здание Юго-Осетинского Государственного драматического театра им. К.Хетагурова.
Есть, конечно, и лёгкие, ничем необременённые рисунки, целью которых было просто разукрасить и преобразить город. Красочные бабочки, огромный белый слон приводили детей в восторг. Как отметил организатор фестиваля К.Джиоти, всё это, в первую очередь, делалось для детей. Потому что дети не должны расти и воспитываться среди разрушенных серых зданий с бесчисленными следами прошедшей войны. Они должны жить в окружении ярких красок, красоты и радости. И уж точно, фæндыр, изображённый на фасаде музыкальной школы, гораздо больше вдохновит на творческие подвиги, чем серые, потрескавшиеся стены.
Зачастую, кажется, что мы просто привыкли жить в послевоенном ритме, воспринимать пасмурный, разрушенный или бесконечно строящийся Цхинвал как данность, привыкли к серости, к банальным вывескам, нелепым надписям и обшарпанным стенам.
«Иумæ уæм» – это своеобразный призыв молодёжи к тому, что нам необходимо меняться, поднимать культурный уровень общества, начинать интересоваться не только войной и политикой. Нам не нужны многочисленные «продуктовые» и рестораны, мы хотим театр, музеи, книжные магазины.
Фестиваль уличного искусства в Южной Осетии должен стать началом больших перемен не только в жизни юго-осетинского народа, но и в отношениях с братской северной частью Осетией. Культурный мост, который по крупинкам восстанавливает молодёжь севера и юга с каждым разом становится крепче. Безграничное искусство стирает разницу между народом, рушит территориальные границы, навязанные стереотипы и неоправданную неприязнь друг к другу, с которой мы всё ещё так часто сталкиваемся.
Что же касается прошедшего арт-фестиваля, то мастера граффити обещают продолжить работу в будущем году, когда приедут на более продолжительное время.

Диана Уалыты,
газета «Республика»