Автопарк «УАТ — Южная Осетия» нуждается в обновлении

Работа автотранспорта является актуальным для любого государства. От того, насколько эффективно осуществляются пассажирские автоперевозки как внутри страны, так и за ее пределами, зависят в немалой степени условия быта населения, в особенности граждан, проживающих в отдаленных городских и сельских районах. В Южной Осетии решением данных вопросов занимается Республиканское государственное унитарное предприятие «Управление автомобильного транспорта — Южная Осетия» («УАТ-ЮО»). Находящиеся в ведении предприятия автотранспортные средства осуществляют внутригородские перевозки граждан в Цхинвале, а также рейсы в сельские районы РЮО и Владикавказ. Частота рейсов и маршруты определяются с учетом пассажиропотока и потребностей населения в услугах общественного автотранспорта.
По словам начальника отдела эксплуатации «УАТ — ЮО» Льва Зассеева, в настоящее время маршруты движения городского общественного транспорта охватывают все отдаленные столичные микрорайоны и центральные улицы Цхинвала.
«Движение общественного городского автотранспорта осуществляется с 7:30 утра до 19:30 вечера. На городских маршрутах у нас задействованы автобусы марки «ПАЗ-3206» и микроавтобусы марки «Газель». Стоимость проезда по городу, в том числе и до микрорайона «Северный» составляет 10 рублей, а до микрорайона «Солнечный» и ТЭК, расстояние до которых больше, а соответственно больше и расход топлива автотранспорта, 15 рублей», — уточнил Л.Зассеев.
Рейсы в сельские районы Республики осуществляются на автобусах марок «ПАЗ», «УАЗ» и «Газель».
В перевозках пассажиров из Цхинвала в райцентр Дзау и в обратном направлении задействованы автобус марки «Паз» и микроавтобус марки «Газель», которые ежедневно осуществляют по три рейса. Стоимость проезда на автобусе составляет 35 рублей.
Ежедневно совершаются рейсы Квайса — Цхинвал и Цхинвал — Квайса.
Еженедельно по вторникам совершается рейс Синагур-Цхинвал и в обратном направлении.
«Стоимость проезда по рейсу Квайса-Цхинвал составляет 120 рублей, а Синагур — Цхинвал 200 рублей», — уточнил начальник отдела. По два рейса Знаур — Цхинвал и Цхинвал — Знаур ежедневно совершаются на двух автобусах. Стоимость проезда составляет 50 рублей.
Два раза в неделю, по понедельникам и четвергам, осуществляются перевозки пассажиров по маршруту Заккор — Ленингор — Цхинвал и в обратном направлении. Проезд по указанному маршруту обходится пассажирам в 200 рублей.
Также по два раза в неделю осуществляются перевозки по маршрутам Цинагар — Цхинвал (понедельник, пятница), Абреу — Цхинвал (понедельник, пятница), Орчосан — Цхинвал (вторник, четверг), а также в обратном направлении. Стоимость проезда по указанным маршрутам составляет 220 рублей.
Унитарным предприятием также организованы рейсы из Цхинвала в села Корнис, Мугут, Залда, Цнелис, Сатикар, Стырком, Дменис, Гром, Рустау и т.д.
«Частота рейсов для каждого отдельного случая определена с учетом пассажиропотока. А стоимость проезда устанавливается в зависимости от расстояния до конкретного населенного пункта», — уточнил Л. Зассеев.
Кроме того, на автотранспортных средствах предприятия, осуществляющих перевозки во все указанные населенные пункты, пассажиры имеют возможность доехать и до целого ряда других сел, расположенных вдоль или поблизости путей следования общественного транспорта. Таким образом, предприятие практически обслуживает все сельские населенные пункты Южной Осетии.
Ежедневно два автобуса марки «Богдан» автотранспортного предприятия совершают рейсы Цхинвал-Владикавказ и в обратном направлении. Стоимость проезда составляет 300 рублей.
Для обеспечения безопасности пассажиров и профилактики различных ДТП, перед рейсом водители проходят соответствующий медицинский осмотр.
В теплое время года пассажиры, ожидающие рейсы, предпочитают находиться на открытом воздухе, в непогоду же и в холодное время года они коротают время в зале ожидания находящегося в ведении предприятия городского автовокзала. По словам граждан, водители и сотрудники автовокзала проявляют к ним должное внимание.
В целях обеспечения правопорядка на автовокзале организовано дежурство сотрудников вневедомственной охраны.
ГУП «УАТ Южная Осетия» является дотационным. Одной из основных причин подобного положения предприятия является значительно увеличившееся за последние годы количество частных автотранспортных средств у населения Республики.
«Существенный рост количества частных автомобилей сильно отразился на пассажиропотоке общественного транспорта и, соответственно, на доходах предприятия от оказываемых услуг населению. Например, очень часто автобусы совершают рейсы в Знаур с 5 — 10 пассажирами, тогда как в них помещается гораздо больше людей», — поясняет начальник отдела.
В значительной степени на эффективности хозяйственной деятельности предприятия сказывается и то, что большая часть находящегося в ведении предприятия пассажирских автотранспортных средств устарела. Необходимость их замены на новые — одна из самых главных проблем «УАТ — ЮО».
В настоящее время автопарк «УАТ-ЮО» насчитывает 50 единиц пассажирских автотранспортных средств. В частности, предприятие располагает 23 автобусами марки «ПАЗ-3206», 9 микроавтобусами марки «Газель», 9 микроавтобусами марки «УАЗ — 025100», одним автобусом марки «КАВЗ» и 8 автобусами марки «Богдан».
По мере возможности Правительство оказывает ГУП «УАТ Южная Осетия» помощь. Пару лет назад Правительство закупило для предприятия восемь автобусов марки «ПАЗ». В этом году закупили три автобуса «ПАЗ» и два микроавтобуса. Остальные автотранспортные средства сильно устарели. Сроки их эксплуатации давно превысили установленные нормы. Устаревший автотранспорт нередко выходит из строя. Из-за этого случаются сбои в перевозках пассажиров и гражданам приходится испытывать неудобства. Необходимо регулярно проводить ремонт устаревших транспортных средств. Некоторые запасные части приходится привозить из России. Все это требует определенных затрат времени, в течение которого нуждающиеся в ремонте автобусы вынужденно простаивают. Закупка запчастей, их доставка и сам ремонт транспортных средств связаны со значительными расходами, что также отрицательно сказывается на доходности предприятия», — сказал Л.Зассеев.
Он добавил, что неплохие перспективы имеет организация рейсов из Цхинвала в Москву, а также в летнее время года в Сухум. Однако предприятие в настоящее время не располагает автобусами, подходящими для таких дальних рейсов.
Будем надеяться, что возможности для оказания предприятию соответствующей помощи будут изысканы и оно успешно справится со стоящими перед ним задачами.

Алан ДЖИОЕВ,
газета «Южная Осетия»