Терроризм и Южная Осетия: бдительность не должна быть сезонной

Приезд заместителя секретаря Совета безопасности Российской Федерации Рашида Нургалиева в Республику уже давно не вызывает у нас удивление. Более того, это воспринимается как приезд человека, который относится к проблемам Южной Осетии не только как российский чиновник высокого ранга, а просто как друг нашей страны.
Во время регулярных посещений РЮО Р.Нургалиев чаще всего бывает в приграничье с Грузией: в Синагурской зоне и Ленингорском районе. Но это не является визитом ревизора, Рашид Гумарович всегда старается оказать содействие в развитии этих регионов: строительстве дорог, организации водоснабжения, развитии медицинской сферы.
Но главное это, конечно же, вопросы безопасности. По итогам посещения приграничных районов с его участием обычно проводится совещание. И в этот раз круг вопросов не ограничился только социальными проблемами. На совместной встрече Советов безопасности Южной Осетии и России в Цхинвале, прошедшей под председательством Президента Леонида Тибилова обсуждались вопросы безопасности и противодействия терроризму.
Как отметил глава государства, за последнее время совместная работа велась по всем направлениям, в том числе и по вопросам безопасности. «Это тот случай, когда мы можем сказать, что договоренности, которые достигнуты между Россией и Южной Осетией, реализуются и наполняются новым содержанием, я приветствую эту работу, – сказал он. – Отношения приобрели очень высокий уровень, и мы этим дорожим».
В своем выступлении на совещании заместитель Секретаря Совбеза РФ Рашид Нургалиев отметил, что оперативное совещание по вопросам региональной безопасности было проведено еще накануне по итогам посещения западных рубежей Республики. «Мы коснулись вопросов не только этого региона, но и в целом проблем, имеющихся в центральной Азии, Сирии, обсудили угрозы, которые представляет ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусра», оценили состояние и перспективы организации совместной работы по предотвращению террористических акций на территории Республики, и в целом в регионе», – пояснил он, высоко оценив уровень подготовки российских пограничников и юго-осетинских правоохранительных органов.
Р.Нургалиев добавил, что Советами безопасности РФ и РЮО прорабатываются планы по дальнейшей совместной работе по ряду направлений и в скором времени они будут представлены для утверждения.
Вообще тема терроризма сегодня одна из главенствующих в мире. Много говорится о возможности проникновения исламистских террористов и в РЮО, причем, прежде всего, с территории Грузии. Есть также факты вербовки в ряды ИГИЛ и в среде иностранных рабочих из Средней Азии.
В этой связи нам бы хотелось напомнить о том, что рядом с нашей Республикой находится страна, которая терроризм вообще возвела в ранг государственной политики. Не удивительно, что эти методы были успешно переняты союзниками Грузии на Украине. Как доказательство, убийство в Донецке 16 октября одного из командиров армии ДНР Арсена Павлова, известного под позывным Моторола. Отметим, что ранее сам президент Порошенко обещал в ближайшее время ликвидировать представителей сопротивления Донецкой и Луганской народных республик.
Как параллель из недалекого прошлого, 25 ноября 2005 года глава МВД Грузии Вано Мерабишвили официально выступил по телеканалу «Рустави-2» и обнародовал список руководителей Южной Осетии во главе с Э.Кокойты, подлежащих физическому уничтожению. «Мы сделаем все для того, чтобы освободить эту территорию от таких страшных преступников. Я лично даю гарантию, что так же, как сегодня сидят в тюрьмах четыре-пять человек, обвиненных в террористических актах, и так же, как несколько человек были ликвидированы нами во время спецопераций, я гарантирую, что все те, кто находится в опубликованном списке, будут либо наказаны за совершенные преступления, либо их не будет в живых», – озвучил свои зловещие намерения В.Мерабишвили. И грузинские спецслужбы начали готовиться к претворению этого плана. К сожалению, нашли они себе пособников и внутри Республики.
В результате, уже в начале следующего года террористические акты стали частью действительности Южной Осетии. Самый первый теракт унес жизнь секретаря Совета безопасности РЮО Олега Алборова. Именно этот взрыв ранним утром 9 июля 2006 года положил начало печальной статистике терактов в стране. Скорбный мартиролог граждан Южной Осетии, гибнущих только за то, что они осетины и хотят жить в суверенном государстве, увеличивается.
В последствии, в результате террористического акта в отношении депутата Парламента Бала Бестауты погибли два подростка – Ибрагим Газзаев и Артур Тедеев, также ранения получили другие гражданские лица. Утром 16 декабря 2007 года в селении Гуджабар взорвалась легковая автомашина – погиб сотрудник правоохранительных органов РЮО Маирбег Хуриев. Еще двое – Эрик Дудаев и Феликс Болатаев – получили тяжелые ранения. В том же 2007 году в результате проведенного теракта гибнет Валерий Козаев, сотрудник первого легендарного состава юго-осетинского ОМОНа, который набирал сам Валерий Газзаев, активный участник Отечественной войны 1989-1992 гг., участник освобождения севера Осетии от ингушских захватчиков, освободительной войны в Абхазии.
2008 год стал продолжением террористической активности официального Тбилиси. 28 февраля 2008 года в селе Дменис в результате взрыва погибли два сотрудника МВД Южной Осетии. В марте в результате покушения на Генпрокурора Таймураза Хугаева гибнет стажер ведомства – 25-летняя Алана Тедеева. Тяжело ранен водитель машины Генпрокурора Виссарион Валиев. В марте в селе Окона – снова взрыв. Тяжелые ранения получили внештатный сотрудник КГБ и военнослужащий северо-осетинского батальона Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ)…
Перечисленное – только небольшая часть акций устрашения, проведенных спецслужбами Грузии. Вообще же, в период с 2005 по 2009 гг. в Южной Осетии было проведено 36 террористических актов, в результате которых пострадало 82 человека, из них 26 человек погибло, а 56 было ранено.
Наибольшее же количество жертв теракта было в октябре 2008 года. Днем в пятницу, 3 октября 2008 года, мобильный патруль миротворцев (напомним, что миротворцы после августа 2008 года еще некоторое время продолжали выполнять свои функции) у села Дисев, что в 6 километрах от Цхинвала, остановил для проверки пару «Жигулей» девятой модели. В автомобилях сидели по два человека. Военнослужащих заинтересовало, что делают машины с грузинскими номерами неподалеку от юго-осетинской столицы и куда направляются их пассажиры. Подозрения не оказались пустыми. Во время осмотра патрульные обнаружили в автомашинах две гранаты «Ф-1» и оружие. Транспорт и людей, естественно, задержали и для дальнейших разбирательств препроводили в штаб миротворческого контингента в так называемый Нижний городок Цхинвала. Возможно, солдатам следовало прежде более тщательно обыскать машины. Но, скорее всего, они не ожидали столкнуться со смертниками-камикадзе. Тем более, что таких «подвигов» за грузинами прежде не наблюдалось.
Автомобили отогнали в город, припарковали у штаба, начали еще раз досматривать. Тут-то и произошел взрыв, по оценкам экспертов, эквивалентный подрыву 20 килограммов тротила. Что спровоцировало взрыв так и не удалось доподлинно выяснить. Не исключено, что кто-то из задержанных привел в действие «адскую машину» с помощью мобильного телефона. По другой версии, бомба была снабжена часовым механизмом. Так или иначе, но взрыв разметал все вокруг. Не выдержали даже стекла в домах, стоящих в полукилометре от российской воинской части. По трагическому стечению обстоятельств, начиненную взрывчаткой машину осматривали под окнами кабинета начальника штаба миротворцев подполковника Ивана Петрика. Он и семь военнослужащих погибли мгновенно. Еще семь миротворцев получили ранения, один из них впоследствии скончался в госпитале. Осколки и взрывная волна не пощадили и двух задержанных террористов.
За весь период террористической деятельности грузинские спецслужбы проявляли верх изобретательности в изготовлении взрывных устройств. Бомбы закладывались в автомобили, которые продавались сотрудникам правоохранительных органов, в телевизоры, в канистры с вином и даже в автопокрышки на продажу. Но «закладка», которую грузинские террористы собирались в свое время заложить на оживленной улице в Цхинвале, превзошла все ожидания. Об этом на пресс-конференции расскажет глава КГБ РЮО того периода Б.Аттоев. «Нами проведена спецоперация по предотвращению террористического акта против Президента Республики Южная Осетия. На территории Грузии были изготовлены два взрывных устройства, откуда были доставлены в один из районов Цхинвала и заложены в тайник. Эти взрывные устройства представляют собой внешне два куска бетона, внутри которых заложены мины. Взрывное устройство было достаточно мощное, поэтому мы не могли уничтожить его на месте. Обе мины были вывезены за черту города на полигон, где были взорваны», – рассказал Борис Аттоев. Раскрытие готовящегося террористического акта стало возможным благодаря внедренному в спецслужбы Грузии сотруднику А.Колиеву.
Кроме этого злодеяния было предотвращено еще несколько попыток совершить диверсии против руководства страны и мирных жителей. Наиболее резонансный факт – предотвращение взрыва во время съезда осетинского народа, который проходил в Цхинвале. В сентябре 2007 года спецслужбами Грузии готовился крупный террористический акт. Планировалось совершить взрыв в гостинице «Алан», где в это время были размещены депутаты VI Всеосетинского съезда, прибывшие в Южную Осетию, в том числе, из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Организаторы всех этих террористических актов известны. Это были сотрудники Департамента контрразведки Министерства внутренних дел Грузии и Департамента военной полиции Министерства обороны Грузии. Известны и некоторе конкретные фамилии: Амиран Месхели, Шалва Жгенти, Леван Ахобадзе, Александр Медзмареишвили, Заза Дидберуашвили, Гия Читашвили.
Следственными органами установлены и непосредственные исполнители, часть из них осуждена. Среди них этнические осетины. К сожалению, во время августа 2008 года некоторым из них удалось сбежать из тюрьмы и скрыться в Грузии.
То, что сегодня в Тбилиси временно отказались от организации в Южной Осетии террористических актов не должно нас успокаивать. Структуры Грузии, занимавшиеся на нашей территории убийствами и похищениями, все еще функционируют. И по большому счету, это те же оперативные сотрудники, что и при режиме М.Саакашвили.
Можем ли мы сегодня быть уверенными в том, что грузинские спецслужбы не постараются вернуться к своей прежней активности? Конечно же, нет. Особенно с учетом того, что с сопредельным государством у нас есть устойчивое сообщение людьми и транспортом.
В начале года в Республике были приняты повышенные меры безопасности перед лицом террористической угрозы. В правоохранительные структуры стекалась соответствующая информация и поэтому предпринимались соответствующие меры. В том числе именно поэтому в ряде учреждений и учебных заведений были установлены посты контроля на входе. Что было логично и последовательно. Но теперь все как-то снова затихло, не ведется более разъяснительная работа среди населения, в учреждениях не проверяется бдительность сотрудников и меры безопасности. Однако террористическая угроза никуда не делась. И об этом надо помнить. Враг не дремлет и ждет удобного случая. Поэтому бдительность не должна быть сезонной. И в первую очередь бдительность каждого из нас…

М.Багаев,
газета «Республика»