Репортаж из осетинской «глубинки»: Виноградное (бывший Гнаденбург)

Наш рассказ о Виноградненском поселении поведем с Гнаденбурга, поскольку представители всех поколений сегодняшних сельчан говорят о канувшей немецкой колонии с таким восхищением, словно сами были ее жителями и сами вкусили ее прелестей. А самым признанным собирателем и знатоком истории села является нынешний директор средней общеобразовательной школы Таймураз Васильевич Цугкиев. Прошу Таймураза Васильевича немного рассказать об истории школы и села.

…Известно, что правый берег реки Терек в юго-восточной части нынешнего Моздокского района был заселен немцами — переселенцами с прибалтийских земель в конце 19-го века. Образовалась целая немецкая колония, получившая в 1891 году название Гнаденбург. До 1880 года это было поместье генерала Смыкалова, который находился здесь с военным гарнизоном, защищавшим равнинных жителей от нападений горцев…

— Немцы были переселены сюда с целью «насаждения европейской культуры» среди местного населения, — рассказывает Т. Цугкиев. — И действительно, наследие немцы оставили мощное. Посмотрите, насколько продуманно, рационально они строили. Нигде больше в районе вы не увидите такого плана застройки: дома — в отдалении от дороги, на значительном расстоянии друг от друга, есть тротуары, много воздуха, зелени, повсюду цветы…

Таймураз Васильевич показывает мне старую фотографию примерно 1910-1911 годов.

— Это черепичный завод, — тут же комментирует он, — а метров через 150-200 стоял кирпичный завод, где кирпич обжигали по уникальнейшей технологии, и единица прочности была очень высокой. Прошло сто лет, а кирпич и сейчас можно разбить с большим трудом… Еще один любопытный факт. Немцам в 20-х годах прислали двигатель внутреннего сгорания, и они построили мельницу. Говорят, мука была высочайшего качества. Иными словами, что бы они ни предпринимали — все делали основательно, на годы.

Собирая историю своего села, Цугкиев то и дело находит что-то интересное. Недавно раскопал одно письмо на армянском языке. Попросил перевести его, затем передал в краеведческий музей в Моздоке.

Я услышала эту историю. В начале сентября 1942 года линия фронта подошла к с. Виноградному (Гнаденбургу). Оборону на правом берегу Терека, между Раздольным и Гнаденбургом, держала полурота в составе бойцов армянской национальности (командир роты — капитан Перелешин). Автор письма был одним из бойцов роты, писал о себе, полунамеками — о событиях тех дней (цензура тогда была жесткая)…

Школа

Территория школы столь обширна, что содержать ее в чистоте и порядке наверняка проблематично. Однако персоналу и школьникам это удается, причем косят траву и убирают мусор своими силами. Зато обилие деревьев и кустарников создает там почти лесной микроклимат, что защищает от пыли и позволяет легко пережить жару. Есть пришкольный участок, где обычно трудятся (выращивают овощи) учащиеся среднего звена.
Модернизация образования зримо отразилась на каждой школе. Когда, обходя школьные кабинеты, я увидела на занятиях в спортивном зале младшеклассников, то мне коротко пояснили:
— Это ФГОСники.
То есть, дети, занимающиеся по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Ребятишки находятся в школе целый день, они питаются в столовой, с ними готовят домашние задания, занимаются музыкой, физкультурой, рисованием, у них есть игровые комнаты…

Туалет во дворе — неприемлемо для современной школы. В Виноградненской школе более или менее обустроенный туалет был в старом корпусе, где занимается начальная школа. Теперь построили еще один — по новым госстандартам.

— Этот корпус — единственный, оставшийся от старой школы, основанной немцами еще в 1896 году,- рассказывает Таймураз Васильевич. — Новую в 1967 году построил на собственные средства местный колхоз имени Карла Маркса. Строительство и оборудование обошлись в 364 тысячи рублей. Рассчитано образовательное учреждение на 536 мест. А вы, кстати, в курсе, что здесь даже интернат был? Занимались и жили ученики из сел Хурикау, Нижний Малгобек, Сухотского, Раздольного. Дети из двух последних сел после занятий могли оставаться. Но могли и уезжать домой…

Известно, что школу дважды пытались перевести в статус основной общеобразовательной (девятилетку), и за сохранение статуса средней общеобразовательной директору и персоналу пришлось «повоевать». Отстояли-таки. Сегодня там — 328 учащихся. По качеству знаний год на год не приходится. Если обобщать, то можно сказать: показатели средние. Хотя есть и весьма позитивные штрихи. В 2013 году, к примеру, школа «выдала» трех медалистов в числе 24 выпускников.

Школа гордится своими именитыми выпускниками разных лет: заслуженным летчиком-испытателем, министром обороны и Героем Абхазии Султаном Сосналиевым, певцом Юрием Яковлевым, генерал-майором Михаилом Мурачевым, заслуженным работником культуры РФ Николаем Магаевым, братьями Геннадием и Юрием Гугиевыми, добившимися спортивных высот на борцовском ковре…

Ежегодно более 90% выпускников Виноградненской школы становятся студентами высших учебных заведений региона и страны, в основном поступают на бюджетные места. Любимый вуз виноградненской молодежи — СКГМИ (ГТУ). Педагоги и родители ребят благодарны бывшему руководителю Моздокского представительства Валентине Агибаловой за организацию подготовительных курсов, на которых школьники получали знания, необходимые для поступления в технологический университет.

В школе обошла всё — учебные кабинеты, игровые комнаты, кухню, столовую… Но дольше всего задержалась в компьютерном классе. Можно предъявлять к реформе системы образования и в частности к упрочению в российских школах «положения» ЕГЭ сколько угодно претензий, но как все-таки здорово, что ребята из глубинки получили равные со столичными выпускниками возможности для поступления в лучшие вузы страны! В компьютерном классе — 25 компьютеров, справа — стационарные, слева — ноутбуки, в середине — компьютер на учительском столе. Вся техника — в единой сети. Класс светлый, просторный, на фронтальной стене — огромные экраны. Занимаются здесь учащиеся всех классов — с 1-го по 11-й. По словам директора, информатика интересна всем, тем более что ведет предмет Нонна Алексеевна Кусраева — очень компетентный преподаватель.

Книжный фонд библиотеки — 16 тысяч экземпляров

И читатели, в отличие от читателей некоторых библиотек, не придуманные, вполне реальные. С Ларисой Караевой, местным почтальоном и, по словам заведующей сельской библиотекой Ольги Дзуцевой, «запойным» читателем, встретилась в здании, где располагается администрация и куда временно переведено сельское почтовое отделение.

— В библиотеку хожу с пяти лет, — огорошила меня женщина. — Так же рано пристрастились к чтению мои сестры. Это от мамы. Она хоть и была простой дояркой, но читала очень много. Даже когда умирала, попросила: «Положите мне в гроб книгу…».

Вот уж действительно чудо! И как не вспомнить добрым словом эту замечательную женщину — доярку Зинаиду Васильевну Айларову, в воспитании детей отдавшую предпочтение духовной составляющей.

— С ней трудно, — сказала о Ларисе Ольга Борисовна, — что ей ни предложишь — всё уже читала. А подобрать-то ей надо непременно увлекательное…
Понять Ольгу можно — фонд в библиотеке большой, но в числе прочего — и школьные учебники прошлых лет, и старая маловостребованная литература. Новинками фонд пополняется скудно, на всероссийские «толстые» литературно-художественные журналы сельские библиотеки не подписывают — очень дорого.
Хорошо, есть республиканский журнал «Дарьял»…

— Когда общаюсь с коллегами из других библиотек, завидую тем, у кого жизнь «кипит». А у нас, сами видите, какие условия. Хорошо, дети, даже имеющие дома компьютеры, приходят к нам, спрашивают книги. Если у нас нет, заказываем в центральной библиотеке.

Ольга — приятнейший собеседник, с ней, начитанной, умной, интересно поговорить не только о библиотечных проблемах. Хотя она, безусловно, энтузиаст своего дела. С той самой поры, когда 11 лет назад ее, работника другой сферы, «соблазнила» перейти в библиотеку энтузиаст постарше — Тамара Константиновна Мельникова. У той вообще вся жизнь прошла в стенах этого учреждения, в ее трудовой книжке — единственная запись.

Тамару Константиновну, ушедшую на заслуженный отдых в 2012 году, в Виноградном знают, уважают и любят. В ответ на ту любовь к книге, к знаниям, которую она десятилетиями, изо дня в день, прививала односельчанам. Недаром ведь и в давно обветшавшем Доме культуры облик очага культуры сохранила именно библиотека.

Дом культуры

Смотришь на фасад Дома культуры с главного входа и испытываешь горечь — как при виде старика, брошенного на склоне лет всеми, кого он взрастил и вскормил. Внутри — не лучше, только библиотека и греет душу. Дом культуры, начавший функционировать в 1971 году, знавал между тем лучшие времена. Когда-то здание смотрелось дворцом. Ольга Борисовна вспоминает, как выступал там Леонид Серебренников, в каком восторге остались зрители от знаменитого дуэта Аллы Иошпе и Стахана Рахимова, как развеселили сельчан актеры Государственного осетинского театра, показавшие спектакли «Цола» и «Усгурта»…

— В большом зале был кинотеатр. Когда показывали индийский фильм, все шли туда нарядные, как на праздник…

Да, были великолепная сцена с оркестровой ямой, шикарными занавесями, были широкий экран, богатые костюмы для участников художественной самодеятельности… Все рухнуло, когда уехал из села руководитель ДК, хореограф от бога Николай Магаев, когда началась разрушительная перестройка и местный колхоз имени Карла Маркса передал очаг культуры на баланс АМС как ненужный объект. Его практически закрыли. Теперь все приходится начинать заново, с «нуля».

Вернувшийся в 2008 году из Москвы Николай Магаев пытался возродить ДК к жизни. У него было множество идей, задумок, среди них — программа «Поле чудес». Он искал поддержку, надеялся быть услышанным. Не услышали, все ссылались на безденежье. Танцевальные репетиции и мероприятия ему приходилось проводить в школе. Два года назад Николая не стало…

ДК возглавила Карина Хугаева, молодая, энергичная. При ней своими силами, с помощью главы администрации поселения Валерия Валиева, той же Ольги Дзуцевой, неравнодушных сельчан отремонтировали малый зал, навели порядок. Но там нет отопления, приобретенные АМС два мощных электрообогревателя — не выход, их использование обходится очень дорого.

— Стараемся завлечь молодежь, — рассказывает Карина. — Но как? Проводим бесплатные дискотеки по выходным, но молодым не хватает звука. У нас — никакой аппаратуры. Когда закончила колледж культуры, думала: «Свежие знания, желания — хоть отбавляй, всё получится». Куда там! На танцы, викторины — в принципе, на всё собираем «с миру по нитке». Вот Андрей Базоев ведет кружок танцев. Дети ходят с удовольствием. Уже выступали в Моздоке 1 мая — впервые за много лет. Приятно, конечно, но хочется-то большего.

Где брать деньги на всё про всё?

Вестимо, из бюджета. Но бюджет Виноградненского поселения богатым не назовешь. В текущем году доходная часть утверждена в сумме 4 млн 584,4 тыс. руб. И хотя на 1 сентября поступления в местную казну составили уже 4 млн 96,2 тыс. руб., из которых 1 млн 967 тыс. руб. — собственные доходы, их не хватит даже на решение части вопросов местного значения. Из суммы дотаций и субвенций, составившей 2 млн 129,2 тыс. руб., 1 млн 338 тыс. руб. — целевые, они могут быть израсходованы только на ремонт дорог.

— Денег катастрофически не хватает, — говорит глава АМС поселения Валерий Валиев. — Ремонт части улицы Пролетарской обошелся в 1 миллион рублей, на ее освещение затратили 138 тысяч; отсыпка гравия на улицах Молодежной и Иристонской обошлась в 410 тысяч. Будут деньги — до конца года завершим ремонт улиц Пролетарской и Ворошилова.

Заказали генеральный план развития территории — оплатили только часть стоимости, 180 тысяч рублей из 395 тысяч. У нас 11,7 километра водопроводных сетей. Водопровод предельно изношен, приходится постоянно латать. Но организованное в конце прошлого года МУП «ЖКХ «Виноградное», которое возглавил Казбек Николаевич Корчагин, следит за его состоянием и обеспечивает стабильность водоснабжения.

Мы приобрели экскаватор, компьютерную технику, сварочные агрегаты, поливной насос; с помощью администрации района установили частотные преобразователи, позволяющие экономить электроэнергию и стабилизировать давление воды в трубах. Из трех скважин две — действующие, третью будем реанимировать в ближайшее время.

Мы заменили насос и глубинные трубы в «Николаевке» (до войны — отдельный хутор, ныне — часть села Виноградного). Сейчас жители приобретают приборы учета воды, пока они установлены у 30% сельчан. Ведется работа по заключению договоров оплаты…

— Вы забыли сказать, что заработная плата нескольких категорий бюджетных работников тоже выплачивается из местной казны — пусть сельчане знают. Скажите, Валерий Суликоевич, помогают ли вам как-то два «селообразующих» предприятия — ООО «Виноградное» и ООО «Астар»?

— На кирпичном заводе работают порядка 70 сельских жителей, в хозяйстве — 36 человек. Это уже неплохо — более 100 человек обеспечены работой и кормят свои семьи. Кирзавод в случаях необходимости выделяет нам трактор, выделял кирпич; руководитель ООО Феликс Багаев построил туалет по новым стандартам для школы, дал 15 тысяч на приобретение зеркал для спортзала, 5 тысяч — библиотеке на приобретение детской красочной литературы. Жаль, не могу ничего хорошего сказать о СПК «Колхоз «Виноградное», задолжавшем по земельному налогу около 18 миллионов рублей. Половина этой суммы должна принадлежать нам. Вот и судите, сколько проблем могла бы решить администрация, получи мы эти средства. Но чего ждать от обанкроченного хозяйства?!

Добавлю: я был бы очень благодарен руководителям обоих предприятий, если бы они взялись содержать одного спортинструктора — тренера по борьбе. В нашем селе наиболее популярен этот вид спорта. Не хотите посмотреть наш «ничейный» спортзал, где ребята занимаются?

И мы приехали к зданию, которое действительно никому не принадлежит.

— Было пустующее помещение, и ребята решили организовать в нём спортзал,- просвещает меня Валиев. — У нас немало работающих молодых людей, увлечённых спортом. Максим Калинин, Эдик Валиев, Аслан Хадаев, Эдик Вазагов, Виктор Бекоев, Казик Валиев приходят, занимаются с мальчиками бесплатно. То есть для спортивного досуга есть элементарные возможности. Вот тут бы нам постоянного тренера, о котором я говорил выше. Вон, видите, тренажёры? Их ребята смастерили своими руками из частей списанного дождевального агрегата.

Въезд в Виноградное никак не оформлен. Зато вас встречает церковь, сверкающая золотыми куполами. При выезде из села — она вас провожает…
Св. Тотоева

 http://vestnik.mozdok.org/news/selskij_chas/2013-09-28-10963
На фото: фрагмент картины из фондов ВХУ