Южная Осетия: новая страна – новая Конституция, или бег с барьерами на месте?

На днях Президент Южной Осетии Леонид Тибилов направил Председателю Парламента республики Анатолию Бибилову письмо, в котором просит внести на рассмотрение Парламента проект Конституционного закона Республики Южная Осетия “О внесении изменений в статью 57 Конституции (Основной закон) Республики Южная Осетия”, принятый на референдуме 8 апреля 2001 года. Леонид Тибилов также подписал указ о мерах по обеспечению начала деятельности Конституционного Суда Республики Южная Осетия.
В принципе это не новые темы для югоосетинского общества, об этом говорило не одно поколение политиков начиная с 2001 года. О необходимости учреждения Конституционного суда, равно как и переход на мажоритарно-пропорциональную систему выборов все последнее время говорит партия Единая Осетия, доминирующая в Парламенте.
Таким образом, если речь действительно идет о реформировании выборной системы — переход на смешанную систему выборов депутатов парламента республики, и об обеспечении конституционной законности в республике, то реформаторам следует учесть и другие важные вещи. Если, повторюсь, речь действительно идет о государственном строительстве, а не о чем то другом…
Так вот, если говорить чисто о реформировании как таковом, то одной поправки в Конституцию явно не достаточно для того, чтобы государственно-правовая система в одночасье стала эффективной. Сегодня, и это надо признать, она явно не готова для реализации, например, тех важных положений, которые вошли в новый Договор от 18 марта 2015 года, особенно в области экономики и инвестиционной привлекательности республики. Вывод один — имеющаяся на сегодняшний день нормативно-правовая база нуждается в системном реформировании в целом, а не поддерживаться одноразовыми поправками. Разовые полумеры тут не помогут, скорее наоборот.
Ни для кого не секрет, что новое суверенное государство, каковым является Южная Осетия, до сих пор пользуется Конституцией непризнанной республики от 2001 года.… И это уже в течение 7-и лет после признания независимости Южной Осетии со стороны Российской Федерации. Совершенно очевидно, что реформа должна затронуть не только одну статью, а весь текст Основного закона. Это было бы вполне логично.
Тем не менее, на сегодняшний день международно-правовая основа двусторонних российско-югоосетинских отношений весьма солидна — это два вступивших в силу договора и более 80-и ратифицированных межправительственных соглашений. В новом году к ним прибавятся еще несколько межведомственных документов, которые непосредственно вытекают из основных положений последнего договора между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции, от 18 февраля 2015 года, который наблюдатели уже назвали знаковым событием в истории российско-осетинских отношений.
Исходя из активного развития этого процесса, и в том числе, необходимости начала реализации пунктов этого договора уже на современном этапе, появляется насущная необходимость в пересмотре устаревшей нормативно-правовой базы Южной Осетии и глубоком ее реформировании, включая Основной закон страны.
Попутно отметим, что в Южной Осетии до сих пор нет Гражданского и Уголовно-процессуального, Трудового и Земельного Кодексов, в их отсутствие применяются российские законы и подзаконные акты, которые разрабатывались для специфики Российской Федерации, страны с населением 140 млн человек, земельным фондом в 1709,8 млн. га и 9-ю часовыми поясами…
В нашем случае, без учета новых политических реалий и принятия принципиального решения о необходимости изучения и подготовки многоступенчатой конституционно-правовой реформы в Южной Осетии трудно себе представить дальнейшее развитие республики, в том числе и процесс практической реализации важнейших для обеих стран целей и задач, определенных в новом договоре.
Для Южной Осетии, страны площадью в 4 тыс. кв. км, и населением до 60 тыс. человек требуется другой подход, с учетом политической и социально-экономической специфики.
Целью конституционной реформы могли бы стать приведение основных положений действующего Законодательства Южной Осетии в соответствие с требованиями времени и существующей российско-югоосетинской нормативно-правовой базы. Это позволило бы придать большую легитимность признанного статуса, в том числе как основы государственных гарантий для развития экономики Южной Осетии на основе новой льготной налоговой системы.
Как мы уже отметили, в настоящее время в Южной Осетии действует Конституция, принятая в 2001 году с рядом поправок, принципиально ничего не меняющих с точки зрения политической и правово-экономической перспективы.
Анализ действующей Конституции Южной Осетии, а также обзор конституционных реформ как на территории СНГ, таки ряда европейских стран, позволяет выделить ряд привлекательных положений, которые могли бы быть приняты или в виде поправок, или вошли бы в проект новой редакции будущей Конституции для вынесения их на всенародный референдум. По нашему мнению конституционная реформа могла бы проходить в несколько этапов: первый этап, это те важнейшие положения, которые надо вводить в первую очередь, а затем остальные, параллельно или по мере продвижения реформы в целом.
Поправки могли бы быть внесены в соответствующие разделы действующей Конституции как дополнение существующих статей, а при отсутствии тех или иных положений, поправки могли бы войти в качестве новых самостоятельных статей или параграфов.
Ниже приведены положения, которые на сегодняшний день являются весьма актуальными для внесения в действующую Конституцию. Данное повествование нужно рассматривать как идеи для экспертов-правоведов и, естественно, нуждаются в более профессиональном изложении, а с другой стороны уже в таком виде становится понятно – новая Конституция непременно будет принята народом.
Итак:
— Национальная доктрина — правление народа, народом, для народа.
— Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума.
— Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление.
— Узурпация власти какой-либо организацией или личностью является преступлением.
Исходя из опасности для республики современных угроз в виде различных политических технологий разрушения государств, считали бы крайне целесообразным вести статью об уголовной ответственности за призыв к изменению конституционного строя и посягательство на государственное устройство Республики Южная Осетия.
Далее:
— Республиканская форма правления может быть предметом пересмотра;
— Ни какая процедура пересмотра Конституции не может быть начата и продолжена при посягательстве на целостность территории;
— Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не является действительным без согласия заинтересованного населения.

В области гражданских прав:
— Граждане РЮО на территории Республики Южная Осетия и за пределами ее границ находятся под защитой Республики Южная Осетия.
— Ни один человек не может быть обвинен, задержан или заключен иначе, как в случаях, определенных законом, и при соблюдении процедуры, предписанной законом. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять приказы, основанные на произволе, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает преступление.

— Все граждане имеют право, лично или через своих представителей, удостоверяться в справедливом налогообложении, свободно выражать на него согласие, следить за его расходованием.
— Общество имеет право требовать отчет у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.
— Осетины, проживающие в других странах, при желании приобретают гражданство Республики Южная Осетия в упрощенном порядке.

Реформа избирательной системы:
Провести серьезные консультации с юристами-государственниками относительно возможности введения в Южной Осетии единого дня голосования: выборы депутатов всех уровней, а также в муниципальные образования республики должны проходить по мажоритарно-пропорциональной системе;
— Право избирать и быть избранным может быть предоставлено гражданам РЮО, проживающим за пределами страны для выполнения ими исключительно представительских функций. Данные граждане не могут осуществлять функции глав местных Администраций или их заместителей, а так же назначаться на государственные должности и участвовать в назначении членов Правительства до преодоления ими существующего ценза.
С целью упрощения процедуры избрания главы государства (вспомним негативные процессы в ходе выборов 2011-2012 гг) и полного исключения различных эксцессов, связанных с организацией и ходом выборного процесса, в том числе в целях экономии финансовых средств государства ввести радикальные поправки в Конституцию:
— Президент республики избирается из своего числа народными депутатами, выбранными гражданами Республики Южная Осетия в ходе реализации всеобщего и прямого конституционного права;
— Президентский срок определяется в 7 лет, но не более 2-х раз подряд и в последующем без возобновления полномочий впредь;
Об уголовной ответственности членов Правительства:
— Члены Правительства несут ответственность за действия, совершенные ими при исполнении своих обязанностей, квалифицируемые в момент их совершения как преступления или деликты. Они подлежат суду Верховного суда Республики;
— Верховный суд Республики выносит свои решения в соответствии с законодательством, устанавливающим наказание за совершенные членами Правительства преступления и деликты.
— Функции члена Правительства несовместимы с осуществлением любого парламентского мандата, с любой должностью профессионального представительства или предпринимательской деятельностью.

Реформа судебной системы:
— выборность судей (также в единый день голосования), срок полномочий — 3 года с правом пролонгации;
Реформа уголовно-правовой системы:
— Разработка и принятие собственных УПК, Земельного, Гражданского, Трудового кодексов;
Определить в качестве высшей меры наказания срок заключения в виде 25 лет без права на амнистию: за измену Родине, распространение наркотиков, насилие над личностью, преступления против человечности, тяжкие и особо тяжкие преступления, хищения государственной собственности, финансовые преступления.
Приведенные выше идеи не претендуют и даже не призваны для незамедлительного внедрения где бы то ни было. Скорее всего, они представляют собой легкий анализ лежащих на поверхности важных, с нашей точки зрения положений, информация к размышлению, требующая к себе пристального внимания как югоосетинских экспертов-аналитиков, так и серьезных политиков, для которых по плечу реальное конституционное реформирование.

Дмитрий Николаевич Медоев,
Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ

 


http://materik.ru/rubric/detail.php?ID=21847