Тамерлан Агузаров об «Аланских воротах»

— Тамерлан Кимович, а как вы прокомментируете открытие в Ингушетии арки с надписью «Аланские ворота»? Это событие активизировало достаточно бурные псевдоисторические споры в Интернете.

Тамерлан Агузаров: На самом деле появление «Аланских ворот» на востоке — это географическое недоразумение. Любой мало-мальски образованный человек знает, а если не знает, то достаточно обратиться к Большой Российской энциклопедии, что уже несколько тысячелетий название «Ворота Алан» носит Дарьяльское ущелье по имени наших предков алан, владевших в эпоху раннего средневековья важнейшим проходом через Главный Кавказский хребет.
Что касается, как вы правильно отметили, псевдоисторических споров, то генетическая преемственность осетинского языка с языком аланов и скифов признана учеными во всем мире, так же как и теория, согласно которой осетины ведут свое происхождение от ираноязычных скифов и сарматов. Последние отождествляются с аланами, непосредственными предками осетин. Аланы-осетины составили дальнейший этап этнического развития скифов и унаследовали их язык. Это исчерпывающе доказано в трудах русских и советских ученых, а также зарубежных иранистов.
Через подлинные «Аланские ворота» в Дарьяльском ущелье Северной Осетии сегодня, как и тысячелетия назад, лежит кратчайший путь с Ближнего Востока в Европу. Куда ведут «Аланские ворота», установленные нашими соседями, непонятно, хотя, безусловно, весь Северный Кавказ в определенном смысле можно считать «Аланскими воротами». Уж коль аланы занимали Западный и Центральный Кавказ, междуречье Кубани и Терека, Северное Причерноморье, то я совершенно не против, если за пределами административных границ современной Осетии будут возникать лингвистические или географические свидетельства того, какие обширные территории принадлежали нашим прямым предкам.