Колонка редактора

Сегодня одной из обсуждаемых тем является вопрос переименования нашей страны. Импульс этому дало строительство на въезде в столицу Ингушетии г.Магас архитектурного сооружения, которое претенциозно было названо «Аланские ворота». Это осетинской общественностью было расценено как последняя капля в процессе посягательства на аланское наследие осетин.
Президент Л.Тибилов официально выдвинул предложение переименовать Республику Южная Осетия в форму, где бы обязательно использовалось слово «Алания». Вопрос был обсужден и на уровне Правительства, где отметили необходимость скорейшего претворения этой инициативы в жизнь. Пока что «первой ласточкой» стало переименование независимого информационного агентства «Осинформ» в «Алания Информ».
Наименования и переименования у нас не были редкостью. Правда, порой доходило до уморительного. Например, название «Дзау» давалось практически любому мало-мальски значимому объекту в Дзауском районе. Это и санаторий «Дзау», и название районной газеты «Дзау», молодежный лагерь в селении Кроз «Дзау», районная гостиница «Дзау», минеральная вода «Дзау», турбаза в урочище Мзиугом «Дзау», ресторан «Дзау». Этого названия было так много, что люди со временем стали их для себя переименовывать: ресторан получил название «Голубой Дунай», молодежный лагерь — «Кроз», турбаза стала называться просто «Мзиугом» и т.п.Осетия-Алания
В Кударском ущелье одно из небольших селений имело неблагозвучное название, что давало повод для шуток и подколов со стороны жителей окрестных населенных пунктов. Уставшие от издевательств жители села устроили большое пиршество, на которое пригласили много народу с окрестных сел. Во время застолья они заявили, что с этого дня селение будет называться по-другому, и это решение подкрепляется выставленным угощением. Гости попировали несколько дней, но селение так и осталось с прежним названием.
Еще одно популярное название в стране — это «Ирыстон». Где оно только не использовалось. Так называется гостиница и ресторан в г.Цхинвал, это название дают музыкальным коллективам, оно служило даже в качестве личного имени. Когда однажды осетинский ученый Васо Абаев услышал, что ребенку дали такое имя, он переспросил несколько раз, полагая, что ослышался. Впрочем, такое имя ничуть не хуже, чем те же Эрих, Фидель, Рауль или Жан-Жак и Цицерон.
Действительно, хорошее имя сегодня в дефиците. Вот и люди, которым нравится свое имя, стараются дать его и своим детям. У меня есть двое знакомых по фамилии Бекоевы, которые посчитали важным передать сыновьям свои имена. Теперь в Цхинвале проживают два полных тезки — Бекоев Инал Иналович.
Иногда имя, которое носит тот или иной населенный пункт, претерпевает изменения в восприятии. Поселок Знаур назван в честь осетинского революционера Знаура Айдарова. Однако со временем, благодаря ассимиляционной политике грузинских властей, это название трансформировалось в «Знаури», и, получив окончание «и», стало восприниматься как грузинское название. Наверное, Знаур Айдаров, который сам погиб от рук грузинских меньшевиков, перевернулся в гробу от того, что его имя стало символом грузинизации региона.
Сегодня проводятся социологические опросы редакцией газеты «Республика», информационными агентствами «АланияИнформ» и «Спутник Южная Осетия» по определению предпочтения нового названия нашей страны. Есть здесь варианты «Республика Алания», «Республика Южная Осетия-Алания», «Ирыстон», есть мнение оставить все как есть.
Но окончательное решение все же будет принято на основании общенародного голосования, которое будет проходить в рамках референдума. Так что у нас с вами еще будет возможность выразить свое мнение и по этому поводу.

Газета «Южная Осетия»