Кто разрешит разногласия между руководством и энергетиками республики?

Руководство Северной Осетии ввязалось в конфликт с ПАО «МРСК Северного Кавказа», крупнейшей энергосетевой компанией СКФО. После того, как правительство республики приняло решение о резком снижении энерготарифов для юридических лиц, энергетики заявили о невозможности выполнения инвестиционной программы и грядущих сокращениях персонала, обслуживающего сетевой комплекс Северной Осетии. 
Широкий жест в сторону бизнеса
О значительном снижении энерготарифов для юридических лиц в Северной Осетии впервые было широко объявлено на заседании правительства республики в начале февраля.
Как сообщил глава республиканской службы по тарифам Алан Кумаритов, в целом за текущий год планируется сокращение тарифов не менее чем на 35%, что позволит промышленным предприятиям сэкономить более 700 млн рублей, а бюджетным потребителям — более 250 млн.
Для представителей реального сектора экономики республики решение о снижении энерготарифов стало без преувеличения бальзамом на раны.
В частности, в ходе обсуждения этой меры Рашид Саламов, директор владикавказского завода «Кетон», выпускающего ультратонкую полиэтиленовую пленку, сообщил, что снижение энерготарифов даже на 20% позволит его предприятию сэкономить в год 3 млн рублей, которые можно потратить на закупку нового оборудования и повышение зарплаты сотрудникам.
А руководитель ООО «Да», одного из мясоперерабатывающих предприятий республики, Олег Ступак выразил надежду, что снижение энерготарифов позволит опустить цены на его продукцию, что сделает ее более конкурентоспособной за пределами республики.
В целом решение правительства Северной Осетии о снижении энерготарифов выглядит не только широким жестом в сторону бизнеса, но и хорошо укладывается в требование нового главы республики Тамерлана Агузарова изыскивать незадействованные ресурсы для экономического роста.
Как сообщил на одном из недавних совещаний в региональном правительстве первый вице-премьер Таймураз Тускаев, работа по формированию экономически обоснованных тарифов велась на протяжении двух месяцев и была основана на анализе потребления электроэнергии по отраслям.
«Были оценены все статьи затрат энергоснабжающих организаций и территориальных сетевых организаций, сбытовой организации — гарантирующего поставщика «Севкавказэнерго» на основе данных 2014 года, как того требуют нормативно-правовые акты. В результате расчетов специалисты вывели тариф с большим снижением», — заявил Алан Кумаритов.
Основными факторами, за счет которых это стало возможным, оказались, по его словам, снижение нормативных потерь, увеличение полезного отпуска энергии и снижение необоснованных затрат. Иными словами, все то, в чем кавказские энергетики традиционно не слишком сильны.
При этом глава региональной службы по тарифам отдельно подчеркнул, что в ходе работы над новыми тарифами были «проведены длительные переговоры и консультации с энергопоставляющими организациями».
Однако реакция энергетиков на снижение однозначно свидетельствовала о том, что это решение руководства Северной Осетии их абсолютно не устраивает.
Энергетики хотят больше
«Снижение тарифов на передачу электроэнергии и сбытовой надбавки на 2016 год со стороны региональной службы по тарифам фактически подрывает экономику и финансовое состояние Северо-Осетинского филиала МРСК Северного Кавказа и ‘'Севкавказэнерго'', имеет отрицательные последствия для обеспечения энергобезопасности региона.
Кроме того, в тяжелых кризисных условиях последствия корректировки цен и тарифов болезненны для экономической системы и экономики страны в целом», — заявили в МРСК Северного Кавказа практически сразу после того, как правительство Северной Осетии сообщило о снижении тарифов.
Расчетный убыток своего северо-осетинского филиала в сетевой компании уже оценили в 664 млн рублей, из которых 451 млн приходится на «некорректные тарифно-балансовые решения». А разница в сбытовой надбавке по версиям правительства Северной Осетии и МРСК СК составила 244 млн рублей — соответственно, регион насчитал 197 млн рублей, а сетевики — 441 млн рублей, притом что только расходы на зарплату сотрудников республиканского гарантпоставщика «Севкавказэнерго» составляют 310 млн рублей.
Ближайшим следствием снижения тарифов, предупреждают энергетики, может стать резкое сокращение вложений в изношенную сетевую инфраструктуру Северной Осетии.
На совещании в республиканском правительстве временно исполняющий обязанности руководителя северо-осетинского филиала МРСК Северного Кавказа Ацамаз Кабисов сообщил, что инвестпрограмма на этот год составляет 32 млн рублей, но при снижении тарифов денег на ремонтные работы не будет.
Это вдвойне весомая угроза, если учесть, что в прошлом году МРСК СК взяла в аренду имущество ГУП «Аланияэлектросеть» и вложила в его ремонт 48 млн рублей.
Впрочем, руководство Северной Осетии с этими доводами не согласилось. «Те величины, которые заложены при формировании тарифа, достаточны для выполнения своих обязательств по заработной плате, — парировал заявление Ацамаза Кабисова Таймураз Тускаев. — В тариф заложены и инвестиционные составляющие, и это позволит структурам энергоснабжения нормально функционировать при должном менеджменте.
Энергетика развивается не для самой энергетики, это инфраструктурный фактор экономики, который должен способствовать развитию других отраслей».
Слово за «тяжелой артиллерией»
Тогда энергетики пустили в ход «тяжелую артиллерию», заявив, что последствием принятых тарифных решений может стать сокращение более чем 900 сотрудников Северо-Осетинского филиала МРСК Северного Кавказа и гарантпоставщика «Севкавказэнерго», который находится под управлением сетевой компании.
Тем самым может быть воплощена в жизнь формулировка официальной позиции МРСК Северного Кавказа: «Принятые в Северной Осетии тарифные решения уничтожают электроэнергетическую отрасль республики».
Кроме того, энергетики напомнили руководству Северной Осетии об огромных долгах. На 1 января задолженность за услуги по передаче электроэнергии со стороны территориальных сетевых организаций республики (ТСО) перед МРСК Северного Кавказа составила более 3,4 млрд рублей, в том числе у МУП «Владикавказэнерго» — 1,7 млрд рублей, а у ГУП «Аланияэлектросеть» — 1,2 млрд рублей. 
«Многолетняя порочная практика неплатежей со стороны ТСО, накопления ими долгов перед МРСК Северного Кавказа, вывода имущества в другие компании, которые, в свою очередь, продолжают наращивать неплатежи, обусловила дефицит собственных источников финансирования и, как следствие, сокращение операционных расходов и инвестиционной программы Северо-Осетинского филиала компании», — говорится в официальном сообщении сетевой компании.
Фактически энергетики обвиняют в такой плачевной ситуации власти республики, утверждая, что с их стороны не выполняются мероприятия по погашению задолженности ТСО.
Значительные долги накопились и перед энергосбытовой компанией «Севкавказэнерго» — по состоянию на 1 января они составили 987 млн рублей, почти половина этой суммы приходится на предприятия ЖКХ, у которых уровень оплаты составляет всего 36%. Это обстоятельство в руководстве Северной Осетии не оспаривают, но бороться с дальнейшим накоплением долгов предполагается все тем же методом — путем снижения тарифов на водоснабжение.
С 1 января в республике были вдвое сокращены тарифы на добычу и транспортировку воды в сельских поселениях. «Такое решение обязывает руководителей предприятий коммунального хозяйства, глав муниципальных образований производить исчерпывающие расчеты за электроэнергию. Ведь снижение тарифов для юридических лиц дает возможность увеличения их прибыли. Больше банкротов не должно быть», — заявил по этому поводу глава правительства Северной Осетии Вячеслав Битаров.
Дальнейшее развитие конфликта властей республики с энергетиками зависит от того, чью сторону займут контролирующие структуры. Дело в том, что энергетики усматривают в действиях руководства Северной Осетии признаки правонарушения, поскольку новые энерготарифы ниже предельного минимального уровня, который установлен приказом ФАС от 29 декабря прошлого года. 
К тому же в МРСК Северного Кавказа напоминают, что на этот год правительство РФ и так утвердило для Северной Осетии минимальный рост тарифов ЖКХ на уровне 3%, тогда как для других регионов СКФО он несколько выше.
В МРСК Северного Кавказа уже заявляют о готовности принять «все возможные меры по отмене необоснованно принятых тарифно-балансовых решений, предусмотренные действующим законодательством». Не исключено, что это намерение, как минимум, отчасти увенчается успехом в судебном порядке. По словам генерального директора Агентства региональных энергетических проектов Рустама Егожева, есть основания полагать, что тарифные решения в отношении гарантпоставщика ПАО «Севкавказэнерго» не соответствуют методическим указаниям по расчету сбытовых надбавок и доходности продаж гарантирующих поставщиков.
Как следует из предварительного анализа решений органа регулирования, опубликованных на их официальном сайте, отмечает эксперт, по всей видимости, спор возник в связи с некорректным установлением на первое полугодие 2016 года сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для сетевых организаций, а также поправочного коэффициента параметров деятельности гарантирующего поставщика. 
Кроме того, по данным официального сайта ПАО «Севкавказэнерго», необходимая валовая выручка этого гарантпоставщика, утвержденная органом регулирования на 2016 год, составит 197 млн рублей, что более чем в два раза ниже выручки, утвержденной на 2015 год, и сопоставимо с объемом выручки 2012 года (187 млн рублей).
«Учитывая это, предполагаю, что данные тарифные решения будут обжалованы в судебном порядке либо в рамках процесса разногласий в ФАС России, — говорит Рустам Егожев. — Однако подобные судебные процессы всегда имели сложный и долговременный характер, более того при разрешении спора могут выяснится иные нюансы, о которых знают только регулятор и регулируемые организации».
http://kavpolit.com/articles/v_severnoj_osetii_nachalas_tarifnaja_vojna-23390/