Натали Гассиева: «Наша цель — обеспечить необходимые условия для получения качественного базового образования»

Развитие сферы образования продолжает оставаться одним из приоритетов государственной политики Южной Осетии. Строительству и ремонту образовательных объектов уделяется значительное внимание в рамках Инвестиционных программ, реализуемых за счет средств Российской Федерации. Масштабная помощь со стороны России продолжает оказываться и в вопросах модернизации системы образования РЮО, свидетельством чего стал Договор о союзничестве и интеграции, подписанный в 2015 году. Поддержка сферы образования и программ развития государственных языков Южной Осетии прописана в этом межгосударственном документе отдельной статьей.
Обо всем этом в интервью газете «ЮО» рассказала министр образования Натали Гассиева:

— В конце декабря Парламент республики принял государственный бюджет на 2016 год. Есть ли изменения в вопросе финансирования сферы образования в сторону увеличения, или, наоборот, уменьшения? Считаете ли Вы ассигнования на сферу образования достаточными для ее поступательного развития? Какие направления выбраны в качестве приоритетов?фото для ЮО?

— Если говорить коротко о вопросах финансирования, то в 2015 году бюджет Министерства образования и науки составлял 811 миллионов 924 тысяч рублей. В нынешнем году объемы финансирования увеличились на 1 миллион 680 тысяч рублей и составили 813 миллионов 604 тысячи рублей. Эти средства будут, безусловно, способствовать поступательному развитию сферы образования Республики.
В перечне приоритетов Министерство образования и науки главный акцент ставит на повышение качества образования. С этой целью разработан комплекс мероприятий, направленных на повышение квалификации преподавателей. Речь, в частности, идет об организации различных курсов и семинаров, как в Республике, так и за ее пределами.
В результате предпринимаемых усилий с каждым годом растет количество учеников, принимающих участие в республиканских предметных олимпиадах. Отдельно стоит упомянуть об участии наших учащихся в российских олимпиадах и конкурсах, в которых они добиваются хороших результатов, а это является показателем повышения качества образования в школах Южной Осетии.
Министерство образования и науки – ставит перед собой цель — обеспечить необходимые условия для получения качественного базового образования, которое позволит выпускникам югоосетинских школ обучаться в ЮОГУ и вузах РФ.

-В предыдущие годы был введен в эксплуатацию целый ряд объектов образования. Какие объекты планируется построить в 2016-м?

— 2015 год был очень продуктивным в этом отношении для системы образования. В Инвестпрограмму были включены следующие объекты сферы образования: дменисский детский сад, корнисская школа и школа в Квайса. Начались работы в пришкольном интернате райцентра Ленингор. Завершен ремонт в грузинской общеобразовательной школе поселка. Многое сделано и в городских средних школах №№ 11, 12. В частности, в 11 школе произведен ремонт спортивного и актового залов, дооснащены предметные кабинеты, обустроена пришкольная инфраструктура. В школе № 12 выполнены работы по размещению на пришкольной территории площадки для занятия лёгкой атлетикой, прогулочно-игровые площадки, также оборудованы предметные кабинеты и мастерские. В целом, в течение прошедшего года проделан большой объем работ с учетом пожеланий Министерства образования и науки. Серьезные планы намечены и на 2016 год. В частности, по Ленингорскому району предусмотрено проведение капитального ремонта детского сада и средней общеобразовательной русской школы, а также завершение ремонтных работ в пришкольном интернате.
Помимо этого, будут построены мастерские для Цхинвальского колледжа с последующим их оснащением современным оборудованием. Планируется и ремонт Станции юных техников, в результате чего Республика получит еще одно учреждение дополнительного образования, отвечающее стандартам технического профиля.

— Программа по сохранению, изучению и развитию осетинского языка завершается с неплохими результатами. Планируется ли разработка новой государственной программы?

— Программа развития осетинского языка, принятая в 2012 году, рассчитана до 2017 года, поэтому 2016 год является ее завершающим этапом. Следует отметить, что все мероприятия программы ежегодно успешно выполняются. Одним из пунктов программы является учебно-методический комплекс «Малусæг», предусматривающей издание книг, учебно-методической литературы и многое другое.
Кроме того, в рамках государственной программы по развитию осетинского языка тиражированы учебники по осетинскому языку и литературе для 8-9 классов — 1500 экземпляров, пособие для учащихся «Литературоведческие термины» — 300 экз. Приобретены учебники по осетинскому языку для 10 классов — 540 экз.
Также завершена работа по оборудованию и оснащению кабинетов осетинского языка и литературы в гимназии «Альбион» и в школе №9. Работы по комплектации кабинетов осетинского языка и литературы произведены и в других школах.
В рамках реализации программы проводились и интеллектуальные игры для учащихся, организовывались научно-практические конференции, в частности, состоялась весьма содержательная, на мой взгляд, конференция «История Осетии, традиции, культура осетин: новый взгляд на актуальные проблемы», с участием преподавателей истории и национальных традиций Республики.
Планируется дальнейшее развитие государственной Программы по сохранению и развитию осетинского языка. Параллельно проходит работа и по разработке Программы по совершенствованию изучения русского языка в Республике Южная Осетия. Примечательно, что обе программы вошли в План мероприятий, подписанный министерствами образования РЮО и РФ в рамках Договора о союзничестве и интеграции.

— Среди общественности Республики периодически активно обсуждается вопрос о необходимости разработки нового учебника по истории Осетии. Как известно, в ЮОНИИ ведется работа в этом направлении, несколько раз назывались даже конкретные сроки. Когда же все-таки школы Республики смогут получить новые учебники?

— ЮОНИИ представил в Министерство образования и науки макет будущего учебника. К его обсуждению нами были приглашены ведущие преподаватели истории школ города, которые, ознакомившись с текстом учебника, предложили доработать его с учетом высказанных предложений. Мы благодарны преподавателям, ответственно подошедшим к этой работе. Предложения были представлены в ЮОНИИ, где сейчас ведется работа по доработке учебника в свете имеющихся замечаний. Очень надеюсь, что к новому учебному году книга увидит свет.

— В СМИ Южной Осетии, а также представителями общественности Республики неоднократно ставился вопрос о неприемлемой ситуации, сложившейся в школах Ленингорского района, где долгое время учащиеся изучали историю по грузинским учебникам, в которых многие исторические разделы и темы трактуются весьма предвзято, исходя из тезисов официальной пропаганды Грузии. После этого со стороны Минобразования были предприняты определенные меры. На какой стадии решения находится эта проблема сегодня?

— Скажу прямо: в Ленингорском районе ситуация сложная. В 2015 году школам Ленингора был предложен учебник по истории Осетии Людвига Чибирова, переведенный на грузинский язык. Учитывая объем и тематику учебника, он введен в программу 8-9 классов. Поскольку в 6-7 классах учащиеся изучают историю древнего мира и средних веков, основная проблема у нас возникает в 5-ом и старших классах, которым мы сегодня не можем предложить соответствующий учебник Истории. Очень надеемся, что новый учебник по истории Осетии будет переведён и на грузинский язык, таким образом, данный вопрос будет решен. Думаю, на сегодняшний день, это единственно правильное решение данной проблемы. К тому же, необходимо перевести для грузинских школ и историю России.
С целью более точной оценки ситуации и выработки комплекса мер планируется в ближайшее время провести обстоятельный мониторинг школ в поселке Ленингор. По его итогам сделаем окончательные выводы.

— Одним из трендов в сфере образования Южной Осетии в 2015 году стал процесс оптимизации. В чем заключаются цели пресловутой оптимизации и основные составляющие этого процесса?

— Суть этого процесса заключается в модернизации образовательной системы Южной Осетии. При этом, одним из основных элементов модернизации инфраструктуры сферы образования является поэтапное создание базовых образовательных учреждений, а также экспериментальных площадок. Иными словами, некоторые школы становятся базовыми, а малокомплектные преобразуются в их филиалы. В школах-филиалах проходят обучение до 9 класса, а 10-11 классы переводятся в базовую школу, которая находится недалеко от филиала. Базовые школы уже будут оснащены по современным стандартам, в том числе интерактивными комплектами и др. План оптимизации составлен на три года, с возможностью ежегодной корректировки. Министерство образования разработало План модернизации с учетом сложившихся реалий, акцентируя внимание на повышение качества образования. План модернизации включает: экспериментальные площадки, школы-детские сады, и школы, специализирующиеся по отдельным направлениям.
Оптимизация в сельских школах производилась, прежде всего, за счет объединения уроков физкультуры, музыки и рисования для классов, где мало учеников. Оптимизированы также часы классного руководства в школах с небольшим контингентом учащихся. Четко определено и количество часов у одного преподавателя, что дает еще одну возможность трудоустроить молодых педагогов.
Сэкономленные таким образом средства, согласно Плану модернизации, направлены на развитие системы образования в целом.
Новые подходы в рамках модернизации проходят апробацию и в районах Республики. К примеру, в здании Цорбисской школы, в которой в результате отсутствия контингента учеников в этом году был прекращен образовательный процесс, планируется, учитывая потребности населения, открытие детского сада. Министерство образования выражает благодарность Президенту и Правительству Республики в решении этого вопроса и всей системы модернизации в целом. Еще одним примером по модернизации является Бекмарская школа, на базе которой введены часы по преподаванию вождения сельскохозяйственных машин. Бекмарская школа уже рассматривается как школа, специализирующаяся по данному направлению. Теперь учащиеся по окончании школы получат не только аттестат, но еще и сертификат, дающий им возможность работать в сфере сельского хозяйства.

— В декабре месяце образовательными ведомствами Российской Федерации и Южной Осетии в рамках реализации Договора о союзничестве и интеграции был подписан План мероприятий по реализации задач по развитию сферы образования РЮО, а также План мероприятий по оказанию помощи РЮО в реализации программ развития русского и осетинского языков. В чем суть подписанных документов, и какие задачи в сфере образования республики они позволят решить?

— Подписанный План мероприятий по реализации статей 10-11 Договора о союзничестве и интеграции между РФ и РЮО предусматривает, в частности, разработку и принятие нового закона об образовании. В данный момент ведется работа над Проектом закона, требующая проведения определенных процедур.
В качестве приоритетных направлений в подписанном документе обозначены следующие мероприятия: разработка государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ, оказание помощи РЮО по программам развития высшего и общего образования, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников. Помощь Российской Федерации в этом вопросе весьма актуальна и своевременна.
Согласно Плану мероприятий, Российская Федерация также будет оказывать помощь нашей Республике в подготовке специалистов по приоритетным направлениям развития науки и техники. Это касается бакалавриата и магистратуры, специалитета, аспирантуры и ординатуры, развития дополнительного профессионального образования.
В настоящее время в рамках реализации Договора Министерство образования и науки РЮО, вместе с российскими коллегами, работает над разработкой проекта Соглашения о взаимном признании документов об образовании и квалификации.

А. ГЕРГАУЛОВА,
газета «Южная Осетия»