Максим Калашников: Нужна не присяга для чиновников, а замена элит

Конечно, присягу чиновники могут давать, только от этого воровать российский, постсоветский, государственный аппарат меньше не станет. Я думаю, что сейчас надо не ерундой заниматься и имитацией деятельности, а создавать реальные механизмы контроля за государственным аппаратом. 
А это подразумевает ликвидацию монополии «единороссовской» власти, сменяемость власти, развитие местного самоуправления, создание независимого суда.
Надо чтобы власть не только создала сильные контрольные структуры, которые подчинены непосредственно главе государства, а чтобы такие структуры умели взаимодействовать с низовыми гражданскими активистами или организациями гражданских активистов, которые борются с коррупцией на общественных началах.
В нашей истории такое уже было, и ничего эти мундиры, присяги и прочее не изменили. В современной истории была очень похожая ситуация в 1997 г., когда шла кампания по пересадке чиновничества на «Волги». Тогда очень быстро грянула финансовая катастрофа августа 1998 г., и об этом все забыли моментально.
Думаю, президента на такие инициативы толкает то, что он просто ничего не может сделать с чиновничеством, а надо изображать деятельность. Если реально бороться с коррупцией — надо затронуть интересы своего же собственного окружения. Надо чистить старую элиту, но сможет ли это сделать нынешняя власть — это вопрос.
Сталин в своё время, будучи не меньше связан со старой элитой, смог это делать. Он просто создал новую. Владимир Владимирович Путин на это не пошёл. Был пример Мао, который руками молодёжи расправился со старой партийной верхушкой. Так что примеры есть.
А сейчас как скажет Администрация президента — так Госдума и проголосует. И поскольку Дума «карманная», разыгрывается «театр». «Единая Россия» голосует по команде, а остальным фракциям дают возможность изобразить оппозицию. В перспективе — ну, приняли они присягу и продолжили заниматься тем же, чем занимаются и сейчас. Поведение чиновничества не изменится — будет та же круговая порука, аппаратная грызня. Если сейчас Уголовный кодекс зачастую не срабатывает, то что, присяга будет срабатывать? Присяга не заменяет механизмов борьбы с коррупцией. Это театр.
Писатель-футуролог, член «Партии дела» Максим Калашников специально для Накануне.RU
http://www.nakanune.ru/articles/111425/