Владикавказский Кулибин Эльбрус Кудзиев

И все-таки, согласитесь, неистребимая мечта о полетах живет в каждом из нас.

Наверное, именно поэтому человечество изобрело столько различных приспособлений для взмывания в воздух — начиная от воздушных шаров и заканчивая самолетами. В это трудно поверить, но и сегодня, когда, кажется, все возможные виды летательных аппаратов уже изобретены, люди продолжают изобретать и придумывать, с помощью человеческой фантазии рождаются все новые изобретения, позволяющие оторваться от земли…

Изобретатели, в свою очередь, делятся на теоретиков и практиков. Оператора ГТРК «Алания» Эльбрус Кудзиева смело можно отнести ко вторым — он собственными руками собрал аэрошют, этакий парашют с тележкой, винтом и мотором. Изобретение придумано не им, а, как утверждают источники, в начале 90-х в США. Но факт остается фактом: далекий от авиамоделирования и конструирования человек собрал настоящий летательный аппарат.

А началось все с участия Эльбруса в съемках телевизионного сюжета о местном авиаклубе под руководством Валерия Дигоева, точнее, с первого полета на аэрошюте…. « И -все!, — смеется он. — Меня «заразили» любовью к полетам. Мысль о том, что я могу собрать такой же аппарат, возникала сразу же. Ну а дальше закипела работа…»

Весь аэрошют Эльбрус Кудзиев собирал сам, за исключением некоторых деталей, в течение долгих 8 месяцев в гараже телекомпании. Все свободные минутки, часы и даже выходные он уверенно продвигался к осуществлению заветной мечты — собрать аэрошют!

Схемы сборки, расчет расстояния он нашел в Интернете. Пропеллер заказал из Казани, сиденья взял от старого «кукурузника», за авиационными колесами ездил в Пятигорск, двигатель от старой «иномарки» купил под Ростовом. Приборную панель сделал сам. «Вот этот топливный бак сделан из старой стиральной машины, а крепежи — из вылитой из нержавеющей стали кастрюли,- Эльбрус с гордостью продолжает рассказ о своем детище. — Параллельно мне пришлось изучать некоторые разделы авиамеханики, технологии конструкционных материалов и свойства металлов. Иначе никак, если не знать основы этих предметов, ничего собрать не получится. Порой приходилось принимать чисто конструктивные решения, к примеру, как прочно разместить двигатель…»

Другими словами, в начале работы трудности нашего аэрошютиста-самоучку поджидали буквально повсюду. Однако знания, полученные на электрофаке ГГАУ, были не лишними, а помощь товарищей, уже знакомых с устройством аэрошюта — Валерия Дигоева, Зураба Кабалоева и Руслана Короева, оказалась и вовсе бесценной.

Трудно поверить, но управление этим чудом летательной техники не требует практически никаких навыков. Конструкция гениальная и безопасная, управляется элементарно, позволяет быстро подниматься в воздух и наслаждаться полетом. Помимо всего прочего, для полета необходима хорошая погода, несколько литров бензина, качественное масло и 50 метров ровного пространства для взлета. В России аэрошюты только-только становятся популярными, а в некоторых странах их давно используют фермеры для осмотра своих угодий.

Эльбрус Кудзиев собрал двухместный аэрошют весом 230 кг. Гарантируемая грузоподъемность — 250 кг. Иначе говоря, подняться в воздух смогут двое упитанных взрослых. Скорость полета невелика, а высота — от «бреющего» в одном-двух метрах от земли до мирового рекорда, заоблачных 3000.

Специалисты утверждают, что этот моторный сверхлегкий летательный аппарат на сегодняшний день, наверное, самое безопасное летающее устройство: при вгзляде на его манеру полета на ум невольно приходит сравнение со слоном — также неспешен, стабилен и уверен. Достаточно опытный пилот может даже прямо в небе полностью выключить двигатель и, планируя на куполе, наслаждаться тишиной.

Двигатель от старой иномарки «Субару», ровно прилаженный к аэрошюту, заводится с пол-оборота. Разгон — купол мгновенно поднимается и- полетели! Посадка всегда бывает мягкой и безопасной. Просто мечта для любителей безопасных полетов. Первый раз на своем аэрошюте Эльбрус летал в качестве пассажира, а когда приземлился, Валерий Дигоев пожал ему руку. Не каждому удается воплотить свою мечту в реальность! Очередь желающих полетать на чудо-машине с каждым днем становится все длиннее.

А следующим шагом, говорит Эльбрус, будет создание одноместного летательного аппарата.

Ольга Датиева