Поколение победителей: Петр Остапенко

17 мая — 40 дней со дня кончины Героя Советского Союза П.М. Остапенко

8 апреля из подмосковного авиаграда Жуковский в Осетию пришла грустная весть — не стало нашего прославленного земляка, великого летчика Петра Максимовича Остапенко. Многие годы самые теплые, дружеские отношения с ним поддерживал председатель общественной организации «Наследники победителей» Петр Гериев. Мы попросили рассказать его о жизни Героя.

— Петр Михайлович, расскажите, как вы познакомились с Петром Максимовичем.

— Его имя я помнил со школьных лет, точнее с 1962 года, когда он установил на самолете Е-166 свой первый мировой рекорд высоты в горизонтальном полете — 22670 метров. Об этом сообщили все центральные газеты. Потом были еще 7 рекордов скорости и скороподъемности. Имена ведущих летчиков двух истребительных КБ (Микояна и Сухого) В.Ильюшина, А.Федотова, П.Остапенко знала вся страна. В СМИ тогда были такие приоритеты…

В 1996 году отмечали 100-летие владикавказской СШ №11. В одной из публикаций по этому случаю П.М.Остапенко упоминался как бывший ее ученик. Я не поверил этому и пришел в школу. Завуч В.Е.Торганчук рассказала мне, что лично знает Героя — он с детства учился и дружил с ее свекром и даже был у нее на свадьбе. Посланное мной П.М.Остапенко письмо осталось без ответа, но это не смутило меня. В мае 1998 года, будучи в Москве, я через Героя России, заслуженного летчика-испытателя СССР А.Муравьева нашел телефоны Петра Максимовича и позвонил ему, а 8 мая по приглашению приехал в г.Жуковский. Он очень тепло принял меня, пригласил на дачу и оставил там на ночь. С нами были его старшая сноха Алена и любимый внук Петя, школьник. До двух часов ночи по моей просьбе Петр Максимович рассказывал о своей полной событиями жизни, коллегах-летчиках и самолетах. А утром он разбудил меня и проводил на электричку — в Москве меня ждали друзья и праздник Победы на Поклонной горе.

С того дня у нас с Петром Максимовичем сложились дружеские, теплые отношения. Я был у него на трех юбилеях — 70,75 и 80 лет, бывал и просто в гостях.

Сам он приехал ко мне уже осенью 1998 года, а потом приезжал почти каждый год, до 2006г., иногда и дважды. Я познакомил его с сотнями людей, организовывал встречи со школьниками, суворовцами, сотрудниками милиции, воинами, проходившими обучение на Дарьяльском горном полигоне, с ветеранами, выступления на ТВ.

— Напомните нашим читателям биографию знаменитого земляка.

— Петя Остапенко родился в ст. Прохладной в 1928 году. Когда ему не было еще и четырех лет, семья переехала во Владикавказ. В нашем городе Петя рос, учился и начал трудиться. Кстати, однажды в разговоре мы выяснили, что его старший брат Саша учился в одно время с моим отцом в Орджоникидзевском военном училище, оба прошли всю войну.

В 1947 г. П.Остапенко поступил в Армавирское авиационное училище. В 1951г. вместе с ним его окончил еще один наш земляк — Ю.Карасев, ныне живущий во Владикавказе. До 1958 года Петр служил в родном училище инструктором. В 1958г. окончил ускоренный курс Школы летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности. Из их выпуска шеф-пилот КБ Микояна Г.А.Седов выбрал трех летчиков: И.Кравцова (разбился в 1965г.), П.Остапенко, А.Федотова (разбился в 1984г.). С того дня у Петра Максимовича в трудовой книжке была только одна запись.

Первой работой молодого летчика-испытателя стало испытание ракеты К-13 класса «воздух-воздух». Все попытки пилота установить расстояние от мишени, при взрыве ракеты на котором она гарантированно разрушалась, не имели успеха — каждый раз ракета взрывалась залетев в сопло.

Затем были годы, до 1982-го, нелегкого, полного опасностей труда. Начиная с поздних модификаций МиГ-19, Петр Максимович испытывал все самолеты КБ, пошедшие в серию: МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31. Он испытал также ряд экспериментальных самолетов, образцов бортового оружия и оборудования.

Перехватчики МиГ-25, а затем МиГ-31 стали шедеврами мирового самолетостроения, а последний вот уже 33 года остается непревзойденным в мире и надежно охраняет небо России. За его создание П.М.Остапенко и его товарищи удостоились в 1981 году Государственной премии СССР в области науки и техники.

— Петр Михайлович, а были ли у нашего героя аварийные ситуации?

Я знаю о четырех. У МиГ-25 была конструктивная особенность — на околозвуковой скорости при определенном режиме он переворачивался и становился плохо управляемым. Летчики КБ знали об этом. И когда Петр Максимович попал в эту ситуацию, он знал, как из нее выйти. Может быть, в тот момент на его голове и добавилось седин. Однажды на МиГ-23
остановился двигатель, запустить его не удалось, но пилот смог посадить машину несмотря на то, что тяжелые реактивные самолеты практически не планируют. Генеральный конструктор двигателя А.Люлька лично приехал на аэродром, чтобы пожать отважному летчику руку.

20 сентября 1979г., на завершающем этапе испытаний МиГ-31, в машине с бортовым номером «011» после взлета с полными баками с интервалом в 20 секунд загорелись двигатели. Шансов спасти тяжелую машину (46 тонн) не было изначально. Но командир корабля в течение 7 минут боролся за спасение перехватчика. И лишь когда до земли оставалось 350 метров, Петр Максимович дал команду своему штурману Л.Попову: «Леня, прыгай!» А сам катапультировался на высоте 80 метров. Спасением стал взрыв самолета под летчиком — купол успел наполниться.

Причину пожара установить не удалось. Второе катапультирование тоже было вынужденным — на МиГ-27 отказал двигатель. В отличие от первого, прыжок закончился переломом ноги. А когда после выздоровления в ту же ногу Петру Максимовичу, стоявшему на обочине у багажника своей «Волги», въехал «Запорожец», к нему в больницу приехал генеральный конструктор Р.А.Беляков и сказал: «Петро, за тобой ходит смерть с косой. Тебе надо уходить с летной работы». Это был 1980 год. Почти треть века провел в небе наш героический земляк, налетал около 5000 часов, из них испытательных — более 3500, а самолеты снились ему еще долгие годы.

— Скажите, как был отмечен труд П.М. Остапенко?

— Руководство СССР со времен Сталина, а авиация была его страстным увлечением, всегда ценило своих отважных соколов. Петр Максимович был отмечен всеми наградами СССР, которые мог заслужить рядовой летчик-испытатель. В 1971 году он удостоился высшей степени отличия СССР — звания Героя Советского Союза (мне довелось держать в руках его «Золотую Звезду»). Самое почетное в авиации звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР» ему было присвоено в 1973 году. Петр Максимович был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, многими медалями. Как упоминалось выше, он был лауреатом Госпремии СССР, мастером спорта СССР международного класса (как многократный рекордсмен СССР и мира). За абсолютный мировой рекорд 1962 г. пилот был отмечен высшей наградой Международной авиационной федерации (ФАИ) — медалью де Лаво. Петр Максимович — почетный гражданин городов Прохладный и Жуковский. Особым почетом легендарный летчик пользовался у себя на родине — в Осетии. В 1999 году по моей инициативе на здании школы №1 (потом 23-й), где с 1 по 6 класс учился Герой, ему была сооружена памятная бронзовая мемориальная доска, на открытие которой приехал, не зная о поводе, и Петр Максимович. По представлению Совета ветеранов и ДОСААФ республики он был награжден медалями «Знак Почета», «Во славу Осетии», которую ему вручил президент республики.

— Петр Михайлович, а почему мы лишь в 1997 году узнали о том, что Петр Максимович — наш земляк?

— Я тоже задавал этот вопрос в семье его друга Торганчука, но не получил ответа. Самое интересное, что в одной из первых публикаций о летчике-испытателе в 1962 г. говорилось, что его детство и юность прошли в Орджоникидзе. Уже будучи Героем, Петр Максимович каждые 2-3 года приезжал в наш город проведать друзей детства. В 1992 г. он побывал на похоронах последнего из них — Владимира Торганчука, знатного рабочего завода «Электроцинк». Если бы мне не попалась на глаза газетная публикация с именем Героя, мы, скорее всего, и сейчас бы не знали, что он наш земляк.

— А с кем вы ездили на похороны Петра Максимовича?

— Из Осетии я был один, но перед отъездом сообщил о его кончине нашему постоянному представителю в Москве А.Б.Тотоонову. И в день похорон в Жуковский приехали его заместитель С.Бидихов, выступавший на митинге, и глава московской осетинской диаспоры В. Каболов с достойным, красивым венком от представительства и диаспоры. Осетия на похоронах одного из лучших сынов своих была представлена на должном уровне.

— Расскажите, как прощались с Героем.

— К 10 часам 11 апреля во Дворце культуры им. В.И.Ленина в центре г. Жуковского собрались сотни людей — жители города, представители власти области и города, сотрудники РСК «МиГ», ЛИИ им. М.М.Громова, прославленные летчики-испытатели — Герои Советского Союза и России. Каждые три минуты у гроба покойного сменялся почетный караул из четырех человек, высокая честь выпала и нам, землякам. Среди наград, лежавших у гроба, на почетном месте были и наши медали «Знак Почета» и «Во славу Осетии». Все выступавшие говорили о неоценимом вкладе П.М. Остапенко в развитие отечественной боевой авиации, о том, что он был в числе самых великих летчиков ушедшего века, о редких человеческих, душевных качествах покойного, о том, что им выпала великая честь знать Петра Максимовича и работать с ним рядом.

А когда после окончания траурного митинга гроб с телом Героя выносили из ДК, на предельно малой высоте над площадью пронеслись МиГ-29 и Су-27. После отпевания в церкви траурный кортеж направился на Быковское кладбище, где хоронят живших в Жуковском летчиков. Отныне могила Героя на центральной аллее неподалеку от главного входа и могил друзей Петра Максимовича, летчиков-испытателей К.Б.Микояна, Героев Советского Союза Б.А.Орлова и А.В.Федотова. Когда гроб опускали в могилу, звуки автоматных залпов слились с грохотом двигателей пролетевших истребителей.

Городская администрация, руководство РСК «МиГ», ЛИИ им. М.М.Громова сделали все, чтобы проводить выдающегося летчика в последний путь самым достойным образом. Городская газета и телевидение сообщили о кончине почетного гражданина и показали сюжет о прощании с ним. В Осетии некрологи опубликовали три газеты, телевидение показало снятый в 1998 году фильм, когда Петр Максимович и его имя вернулись на родину. Телеграммы соболезнования пришли от председателей Совета ветеранов республики С.Н. Каболова и ДОСААФ республики Р.А.Бедоева, от бывшего директора школы № 23 В.С.Беляева.

И лишь каналы ЦТ не сочли нужным откликнуться на уход из жизни человека, с чьим именем связана самая славная эпоха в истории отечественной авиации. У них были другие заботы — дочь Киркорова и предстоящий юбилей Пугачевой…

— Расскажите о семье Петра Максимовича.

— Старший сын Сергей уже ветеран КБ «МиГ», авиационный инженер, в настоящее время курирует все испытания корабельного МиГ-29К, а его сын Петя — студент МАИ. Второй сын — Виктор — заместитель начальника пилотажно-исследовательского центра ЛИИ им. М.М.Громова, летает на самолете Як-40 в качестве пилота и на спортивных самолетах. Его дочь Даша уже окончила вуз, а сын Василек еще школьник.

Виктор и вся семья были искренне тронуты участием Осетии в похоронах П.М.Остапенко и просили передать на его родине слова благодарности.

А остановился я в опустевшей квартире своего друга. Там многое напоминает о родине — на столе лежала книга «Сыны Осетии в Великой Отечественной войне», на стене — уникальное панно с изображением МиГ-31 и наград Героя, подаренное мной к 75-летию, кинжал кубачинской работы — подарок администрации города Владикавказа к 80-летию, грамота министра внутренних дел РСО-А, медаль «Владикавказ — город воинской славы»…

«Пульс Осетии»