Юрий Леков — верный рыцарь сцены

Пять лет назад, 14 января 2008 г., ушел из жизни один из ведущих режисcеров советской, российской и украинской оперных сцен, народный артист России, заслуженный деятель искусств Украины и РСО-Алания, первый осетинский оперный режиссер, основатель и организатор Северо-Осетинского музыкального театра, удивительно интеллигентный и красивый человек — Юрий Николаевич Леков.

Имя Лекова вошло в историю отечественной культуры, он стоял в ряду крупнейших оперных режиссеров страны. Вся его жизнь стала образцом преданного служения Театру, Сцене, Искусству.

Леков оставил, несомненно, серьезный след в музыкальной истории Осетии и как постановщик первых осетинских национальных опер, и как режиссер, подаривший жителям Осетии возможность знакомства с шедеврами мировой оперы.

Все творчество Юрия Лекова было отмечено высочайшим профессионализмом и культурой, безупречным вкусом и стилем. Северо-Осетинский музыкальный театр стал его судьбой, его жизнью, его детищем.

Имя Ю.Лекова вошло в историю не только музыкального театра Осетии, но и театров Украины. В 1953-60 гг. Леков был режиссером Киевского театра оперы и балета, в 1960-68гг. — главным режиссером Харьковского театра оперы и балета, в 1975-77гг. — главным режиссер Одесского театра оперы и балета. Ю.Леков осуществил постановки в оперных театрах Киева, Львова, Одессы, Харькова, Перми, Воронежа. Поставленные на киевской сцене спектакли «Катерина» Н.Аркаса, «Тоска» Дж. Пуччини, «Иоланта» П. Чайковского, «Манон Леско», «Чио-чио-Сан» Пуччини, «Бал-маскарад» Верди, «Руслан и Людмила» Глинки были яркими событиями украинского музыкального искусства.

Именно Юрий Леков открыл историю осетинской оперы и всю последующую историю национального профессионального музыкально-театрального искусства. «Демон», «Кармен», «Чио-чио-сан», «Травиата», «Пиковая дама», «Иоланта», «Тоска», «Бал-маскарад», «Великая дружба», «Зори здесь тихие»и, конечно же, осетинские оперы — «Огни в горах», «Оллана», «Коста», «Бонварнон», «Азау» — Юрий Николаевич поставил практически все крупные произведения осетинских композиторов. И вклад его в развитие осетинской оперы неоценим.

Высокий, красивый, с необыкновенно одухотворенным лицом, при этом без малейших признаков чванства -таким он остался в памяти тех, кто его знал.
Пресс-служба Министерства культуры РСО-А