Мэр из «алагирского клана»

 

Насколько новому руководителю Владикавказа удастся дистанцироваться от бизнес-интересов его семьи?

Назначение врио главы администрации Владикавказа министра промышленной и транспортной политики Бориса Албегова означает, что политическая инициатива в республике окончательно перешла к группе выходцев из Алагирского района.

К ней также принадлежат нынешний глава Северной Осетии Тамерлан Агузаров, глава Собрания представителей Владикавказа Махарбек Хадарцев, заместитель министра по делам Северного Кавказа, в недавнем прошлом сенатор Олег Хацаев, а также экс-президент республики Александр Дзасохов. 

Основной вопрос, связанный с назначением Албегова, заключается в том, насколько новому руководителю Владикавказа удастся дистанцироваться от разноплановых бизнес-интересов его семьи.
Ближайшие родственники Бориса Албегова контролируют активы в строительстве и недвижимости, СМИ, энергетике и пищепроме. 

В Северной Осетии Борис Албегов известен прежде всего как бывший руководитель компании «Севкавказэнерго» — гарантирующего поставщика электроэнергии в республику.

Он возглавлял ее дважды — сначала в 2001-2006 годах, а затем с весны 2010 до начала 2011 года.
В энергетику Борис Албегов попал на волне реформ Анатолия Чубайса, в ходе которых на Северном Кавказе была создана Кавказская энергетическая управляющая компания РАО ЕЭС России (ее нынешним преемником является ПАО «МРСК Северного Кавказа»). 
Возглавил эту структуру бизнесмен из Карачаево-Черкесии Магомед Каитов, к тому времени сколотивший значительное состояние в алкогольной отрасли. 
Как и Каитов, Борис Албегов был выходцем из алкогольного бизнеса. Один из ключевых активов, контролируемых его семьей, — спиртовой завод «Российская слава» в Пригородном районе Северной Осетии, запущенный в эксплуатацию еще в 2000 году.
Кроме того, в настоящее время, по данным «СПАРК-Интерфакс», семье Бориса Албегова принадлежит целый ряд компаний в республике: ООО «Биоком» (производство кормов для животных), ООО «Парус» (распределение электроэнергии), ООО «Чистый родник» (производство минеральных вод), медиагруппа «Ярче» (журнал Famous и сеть уличного вещания «Радио Город») и др. 
Один из бывших коллег Албегова по энергетике говорит, что это был «руководитель старой формации — типа председателя колхоза с доброй харизмой», не отличавшийся особыми управленческими талантами.
Тем не менее в период, когда Албегов после ухода из «Севкавказэнерго» возглавлял муниципальную сетевую компанию Владикавказа «Владэнерго», она показывала весьма неплохие финансовые результаты (чистая прибыль за 2011 год составила 38,6 млн рублей).
Однако карьера новоиспеченного врио сити-менеджера Владикавказа в энергетике не задалась, что связывают с фигурой его бывшего заместителя по «Севкавказэнерго» Константина Габисова, который возглавил эту компанию в 2006 году сразу после ухода Албегова. 
«Когда Албегов возглавлял «Севкавказэнерго», он был очень влиятельной фигурой в республике, имел очень мощный ресурс, — рассказывает один из источников КАВПОЛИТа в Северной Осетии. — Но в период руководства Таймураза Мамсурова его сильно потеснили. 
Константин Габисов, пользовавшийся покровительством Албегова, через него вошел в круг влиятельных лиц и очень умело смог занять его место и переметнуться в группу к экс-премьеру Сергею Такоеву. 
Это было время молодых и хитрых, они превратили республику в игрушку и игрались ей, как хотели». 
В 2010 году Константин Габисов перешел на работу в министерство экономики Северной Осетии и спустя два года был назначен вице-премьером.
Борису Албегову же на какое-то время пришлось уехать в Москву, хотя его связи с родной республикой никогда не прерывались. 
В частности, он был депутатом парламента Северной Осетии четырех созывов подряд, представляя Горный избирательный округ №2 Алагирского района.
После того как Албегов окончательно покинул «Севкавказэнерго», у его бизнеса начались серьезные проблемы.
Принадлежащий его семье завод «Российская слава» не смог своевременно продлить лицензию на производство спирта. 
А в октябре 2011 года в ходе совещания у полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина по проблемам налогообложения и оборота этилового спирта он был упомянут в числе предприятий, осуществляющих деятельность без лицензии. 
За этим последовали проверки предприятия сотрудниками МВД, в ходе которых на заводе было обнаружено 15,5 тысяч дал спирта. 
По текущим данным реестра лицензий Росалкогольрегулирования, на данный момент лицензия на производство спирта «Российской славе» до сих пор не продлена.
Последние открытые данные по финансовым показателям компании после 2011 года отсутствуют, но существование она не прекратила.
Известно, к примеру, что с 2013 года заместителем генерального директора «Российской славы» работал Игорь Шаталов, недавно назначенный министерством ЖКХ, топлива и энергетики Северной Осетии.
Кабинет аффилированных лиц
Весьма заметные позиции в республиканском бизнесе занимают и другие представители фамилии Албеговых.
Один из наиболее крупных активов этой семьи — Южная строительная компания, принадлежащая Зарине Албеговой, один из основных осетинских подрядчиков ФКУ «Упрдор «Кавказ»».
В прошлом году эта компания заключила с дорожниками контракты более чем на 800 млн рублей, а в текущем году — почти на 200 млн рублей. Один из бывших руководителей этой организации Казбек Дзахоев в новом кабинете министров Северной Осетии занял пост главы комитета по дорожному хозяйству.
Характер кадровых назначений Тамерлана Агузарова вообще свидетельствует о том, что он предоставил выходцам из бизнеса едва ли не чрезвычайные полномочия, что в целом нетипично для действующих правительств других регионов, причем не только СКФО.
Это стало понятно уже в первые дни после смены власти в Северной Осетии, когда врио первого вице-премьера, а затем и главой правительства был назначен основатель владикавказской группы компаний «Бавария» Вячеслав Битаров. 
«Да, мы скорее исключение из общей российской практики, — подтверждает собеседник КАВПОЛИТа в Северной Осетии. — Но каждому бизнесмену, которому Тамерлан Агузаров предложил пост, он дал шанс заработать скорее символический капитал — авторитет, место в истории — нежели материальный.
Глава сделал ставку на людей дела и хозяйственного опыта, к тому же такие люди, как Борис Албегов, Вячеслав Битаров, и, конечно, сам Агузаров — это люди не из комсомольской среды, как предыдущая команда, не из системы. У них есть деньги и опыт, они думают немного иными категориями.
Если хотите, это такие консервативные осетины, патриоты, над которыми здесь последние десять лет многие смеялись».
Кроме того, источник напоминает, что в назначении выходцев из бизнеса на руководящие посты есть и серьезная прагматическая логика: Северной Осетии катастрофически нужны поступления в бюджет, денег в республиканской казне нет.
Например, буквально на днях стало известно, что в бюджете на этот год не были заложены расходы для выплаты зарплаты бюджетникам на октябрь, ноябрь и декабрь.
«Как мы будем исправлять ситуацию, я пока не знаю», — признался Тамерлан Агузаров на заседании Совета муниципальных образований.
«На дотации рассчитывать мы не можем, потому что они едва покроют социальные выплаты, поэтому нужны ресурсы для развития, а где их взять, как не у наших бизнесменов?
При этом глава дал новому кабинету испытательный срок в один год, поэтому в нашем правительстве сейчас работа кипит без выходных», — комментирует собеседник КАВПОЛИТа, близкий к руководству республики. 
http://kavpolit.com/articles/dgdfg_dfgdfg-21018/