Григорий Котаев. Художник. Патриот. Гражданин

Апрель стал месяцем рождения и смерти известного осетинского художника, лауреата Государственной премии им. К.Хетагурова Григория Сесеевича Котаева. И если бы судьба была благосклонна к мастеру, то 25 апреля мы бы отмечали 90-летие одного из ярких представителей Осетии.
Григорий Котаев был из славной плеяды учеников великого Махарбега Туганова, составивших цвет и славу осетинской художественной школы. После окончания в 1945 году с отличием Цхинвальского художественного училища перспективному художнику было предложено остаться в учебном заведении в качестве педагога рисунка, живописи и композиции. Но преподавательская работа не особенно прельщала Г.Котаева. Уже на следующий год, успешно сдав экзамены, он становится студентом Московского института прикладного и декоративного искусства, а еще через год Котаев переводится на второй курс факультета живописи Тбилисской Академии художеств в класс профессора Мосе Тоидзе. Однако тяжелое материальное положение семьи вынудило Григория Котаева прервать учебу и вернуться на педагогическую работу в Цхинвал, и только спустя несколько лет он вновь решается на продолжение художественного образования – в 1956 году он заканчивает в Ленинграде факультет монументально-декоративной живописи. Защищенная на «отлично» дипломная работа молодого художника «Наука и труд», выполненная в стиле фрески под руководством Г.Рублева, предназначалась для станции «Технологический институт» Ленинградского метрополитена. После защиты диплома Григорий Котаев был рекомендован кандидатом в Ленинградское отделение Союза художников РСФСР, а в 1958 году стал членом Союза художников СССР.
По возвращении в Южную Осетию Г.Котаев начинает активно работать. Участвует в многочисленных художественных выставках, пишет много картин, его работы экспонируются на выставке художников Абхазии, Аджарии и Южной Осетии (1957г. Москва), на вернисаже молодых художников Закавказья (1958г. Тбилиси), на Всесоюзной художественной выставке (1961г. Москва). Именно в эти годы мастер создает одни из самых своих интересных полотен: «Женщина в красном», «Свадебное шествие», «Бега Кочиев», «Сослан-Давид и Тамара»… Среди работ этого периода и роспись Юго-Осетинского Госдрамтеатра в Цхинвале в содружестве с художниками У. Гассиевым и М. Кокоевым. Темой фрески были выбраны сюжеты из нартовских сказаний, такие близкие каждому осетину.
Диапазон художественного творчества Г.Котаева был широк и разнообразен. В сфере его внимания монументальная роспись и объемные композиции, портреты, пейзажи, графика, в том числе и прикладная, сценография, проектирование. В творческом портфеле мастера находят место и карикатуры.
В работах художника ярко проявляется его сопричастность к современным проблемам, к героике эпохи. Он живет жизнью всего человечества и в то же время ему близки переживания простых людей. Неудивительно, что так содержательно его искусство, наполненное и одушевленное проявлениями правды и новизны.
Но, прежде всего, Г.Котаев был художником-патриотом, для которого были небезразличны прошлое и настоящее его народа. События национальной истории стали темой многих его полотен. На холсте им были воплощены образы аланского военачальника Ос-Багатара, царя средневековой Алании Худана, деда грузинской царицы Тамары, царица Бурдухан, матери царицы Тамар… Страницам истории национально-освободительной борьбы осетин были посвящены художественные работы «Бега Кочиев», «Махамат Томаев», «Антон Дрияев» «Исак Харебов». Люди, прославившие Осетию запечатлены им в серии портретов: «Коста Хетагуров», «Васо Абаев», «Юрий Кучиев». В портретах представителей юго-осетинской интеллигенции – отражение целой эпохи: профессора С. Габараев и Л. Чибиров, хирурги П. Кабисов и И. Пухаев.
Г.Котаеву были близки и простые люди. Именно эти образы делают творческую галерею работ мастера цельной. «Долгожитель Ягор Короев» (157 лет), «Старик еврей», «Пастухи», «Старуха» – эти портреты хотя и не парадные, но не менее интересны для восприятия человеческой натуры.
И, конечно же, художник не мог не отразить в своем творчестве женские образы. Г.Котаев создал целую галерею женских портретов. На художественных полотнах отражена вся гамма женского очарования и непостоянства. Они и сдержаны и непосредственны, сильны и слабы, у каждой из них свой характер и настроение. Они такие похожие и такие разные: величественная «Царевна Бурдухан» и только-только входящая во взрослую жизнь «Девушка-осетинка», самодостаточная «Дама в красном» и озорная «Зема». И в каждом женском образе – нежная незащищенность чувств, так пленяющая мир мужчин.
Но не только люди были предметом исследования художника. В жанровых картинах «Прощание», «Элегия», «Пробуждение» и других, написанных Г. Котаевым в разное время, мастер сумел чутко уловить национальное своеобразие в народном быте и в природе своего горного края.
Однако не одно только художественное творчество поставило Григория Котаева в ряд славных представителей Осетии. Это не в последнюю очередь и его гражданская позиция. Один пример. В 1963 году встал вопрос о закрытии Цхинвальского художественного училища. Власти посчитали, что в Южной Осетии слишком много художников. И во многом благодаря личным усилиям Григория Котаева Тугановское училище существует и сегодня. Но кто знает, сколько сил и здоровья отняло у него хождение по высоким инстанциям. В течение последующих десяти лет Г.Котаев, будучи руководителем этого учебного заведения, делал все, чтобы поддержать молодые таланты. И в этом у него были свои достижения. Так, из 18 выпускников училища 1967 года 14 поступили в художественные вузы Москвы, Ленинграда и Тбилиси. Два ученика Г.Котаева – Хаджи-Мурат Каллагов и Магрез Келехсаев стали лауреатами Государственных премий. Сам Г.Котаев был отмечен премией Коста Хетагурова.
Мне лично посчастливилось познакомиться с Григорием Сесеевичем в 1986 году. Хотя мало кто в Цхинвале в то время не знал этого колоритного, с запоминающейся внешностью человека. В то время я стал пробовать свои силы в жанре карикатуры, и именно эта тема стала причиной нашего близкого знакомства. В отличие от многих художников, с понятным снисхождением относящихся к моему творчеству, Г.Котаев поддержал меня, подбодрив важностью этого дела. Эта поддержка была для меня важной, хотя я и понимал, что только нежелание профессиональных художников заниматься малопрестижным жанром, позволило мне занять эту творческую нишу.
Позже в разгар перестроечных бурь и грузино-осетинского противостояния мы встречались по работе в газете «Вестник Южной Осетии». Дело в том, что Г. Котаев стоял у истоков создания газеты, помогал, образно говоря, делать лицо газеты. Всего дважды появилась фамилия Г. Котаева под материалами в «Вестнике Южной Осетии», но сколько их было под псевдонимами! В сатирических этюдах, публицистических заметках он, с присущими ему чувством юмора и иронией, препарировал нашу действительность, полную неразберихи и человеческой боли.
Человек неиссякаемой энергии, стойкого духа, Григорий Сесееевич никогда не унывал. А люди, помнящие эпоху 90-х, согласятся, что это было непросто. «Я оптимист!» – писал он в одной из своих публикаций. В этом был он весь – всегда в движении, всегда в действии, всегда с теми, кому надо помочь и, что самое главное, всегда готовый на самопожертвование. Именно это отличает человека сильного духом, высокой нравственности, чистоты и глубокой интеллигентности. Воистину – Человек с большой буквы!
Г.Котаев ушел из жизни внезапно, в течение нескольких часов перестало биться сердце мастера кисти и пламенного патриота. Ему было всего 66 лет.

Роберт Кулумбегов,
газета «Республика»