Осетия в лицах: Юрий Гаврилюк

Говорят, что те, кого всю жизнь мучает вопрос «почему», становятся физиками. Наверное поэтому Юрий Николаевич Гаврилюк и выбрал физико-математический факультет университета. Школьным учителем он себя, правда, не представлял. Мечтал о фундаментальной науке. Ему повезло. После окончания университета он стал одним из немногих сокурсников, кому повезло осуществить свою мечту и попасть в научно-исследовательский институт. В НИИ «Полимер» Юрий Николаевич проработал с 1975 по 1992 год. В это время он один год преподавал свой любимый предмет в вечерней школе, а потом, вплоть до ухода с «Полимера», на подготовительных курсах в Горно-металлургическом институте будущим абитуриентам.

Разработки для электронной промышленности, подготовка абитуриентов к поступлению в институт ему, как человеку, влюбленному в физику, были интересны, но желание иметь собственную квартиру заставило его временно поменять научную лабораторию и институт на строительную площадку. После пяти лет «строительства» своей квартиры он вернулся к тому, что считал своим призванием. Но как могла состояться его научная карьера, если сама наука — прикладная и фундаментальная — почти дышала на ладан? Люди уходили из нее с той же скоростью, с которой сокращалось финансирование. Надо помнить, что это был 1992 год, и как ни тяжело было менять лабораторию НИИ на заводской цех, Юрий Николаевич это сделал.
Начал в сернокислотном цехе «Электроцинка». Когда-то Лев Ландау сказал: «Все, что есть в химии научного, это физика, а остальное — кухня». Это не должно оскорблять химиков, потому что даже они признают, что физика — наука всеобъемлющая, и никакой процесс природы, в том числе химический, не находится вне ее. Исходя из этого знания, для Юрия Николаевича технологические процессы сернокислотного цеха были чем-то обычным и понятным. Его не нужно было обучать, он вникал во все, опираясь на свои знания.
За 24 года работы в сернокислотном цехе он был мастером смены, технологом, заместителем начальника цеха … и снова мастером смены по своей настоятельной просьбе. Но если кто-то думает, что химия затмила Юрию Николаевичу физику, то ошибается. Он и сейчас живо интересуется всем, что связано с этой наукой. Преподавательскому дару не дает потеряться восьмиклассница внучка. И хотя между ними две тысячи километров — она с родителями живет в Москве, регулярные уроки с помощью Skype дают отличные в буквальном смысле результаты. Юрий Николаевич считает, что смог и своей внучке привить любовь к физике. Слушая то, как он говорит о физике вообще, можно быть уверенным, что он умел превратить искру в жар, и все, кто прошел через его уроки, полюбили этот предмет так же, как и их учитель.

Раиса Цаллагова