Для Евросоюза начались запоздалые поиски правды

В декабре 2008 года страны Евросоюза приняли решение создать независимую комиссию по расследованию событий августа 2008 года в Южной Осетии. Очевидно, европейские политики поняли, что оголтелая пропагандистская компания против России потерпела фиаско, истеричные вопли Саакашвили теперь в Европе мало кого убеждают. Как отмечали европейские эксперты, за последние месяцы неоднократно посещавшие Южную Осетию, после августа 2008 года режим Саакашвили потерял всякую поддержку среди европейской общественности. Перед европейцами встала необходимость составить хоть какое-то подобие собственного мнения касательно войны в Южной Осетии. Для Евросоюза начались запоздалые поиски истины, реальное это желание или усердная имитация выяснится в июле текущего года, когда миссия по расследованию должна представить свой доклад на рассмотрение Совета министров ЕС, а затем и ООН.
А пока в пятницу, 6 марта Южная Осетия принимала руководителей независимой миссии Евросоюза. Во главе миссии посол Хейди Тальявини, в ее состав входят уже известный для югоосетинской общественности посол Уве Шрам из Германии, а также заместитель главы миссии поляк Мириан Сташевски.
Европейские правдоискатели в нынешнюю поездку в Южную Осетию привезли с собой целую группу поддержки в лице экспертов, призванных помочь миссии в ее деятельности. По словам Хейди Тальявини, среди экспертов — военные специалисты, юристы, историки и эксперты по гуманитарному праву. Правда на этот раз среди экспертной группы явно преобладали представители западного генералитета — французский и швейцарские генералы Гильс Галле и Кристоф Кекеиз, из Великобритании — генерал авиации Филипп Уилкинс и полковник Кристофер Ленгтон. В качестве эксперта по гуманитарному праву — доктор Тео Бутруч.
Вполне возможно столь широкое нашествие еврогенералов объясняется желанием выяснить, каким образом скрипевшая ржавыми болтами и заклепками устаревшей техники 58-я российская армия вместе с осетинскими ополченцами смогла за пару дней разгромить грузинскую армию, которую коллеги приехавших генералов готовили и вооружали по натовским стандартам целых 5 лет.
Программа визита миссии в Южной Осетии была обширной. Первым делом представители Евросоюза встретились с министром иностранных дел Муратом Джиоевым и полномочным представителем президента по постконфликтному урегулированию Борисом Чочиевым.
В ходе беседы Борис Чочиев высказал пожелание, чтобы миссия Евросоюза выяснила истинные причины событий августа 2008 года. «Нам нечего скрывать. Это была агрессия Грузии против Южной Осетии», — подчеркнул полпред президента. Он порекомендовал членам комиссии ознакомиться с результатами расследования бывшего министра обороны Грузии Каркарашвили, который обоснованно доказал, что истинной целью грузинского руководства было не остановить «российскую агрессию», а захват Цхинвала.
После встречи с югоосетинскими дипломатами миссия ЕС провела серию встреч, в частности с генеральным прокурором Таймуразом Хугаевом, министром внутренних дел Валерием Валиевым и другими руководителями силовых структур Южной Осетии. Затем собеседниками европейских правдоискателей стали уполномоченный по правам человека Давид Санакоев и представители третьего сектора Южной Осетии — руководители общественных организаций Жанна Зассеева, Мира Цховребова, Дина Алборова.
Серия официальных встреч миссии Евросоюза завершилась беседой с президентом Эдуардом Кокойты. Хейди Тальявини изложила причины, побудивших Евросоюз создать независимую миссию для расследования событий августа 2008 года, объяснила, в чем суть мандата миссии и по какой методике она собирается работать. Деятельность членов миссии и привлеченных военных экспертов будет направлена на глубинное исследование причин конфликта, с широкими историческими и географическими рамками. В центре внимания расследования также будут ход событий, факты нарушения прав человека и различных гуманитарных конвенций. Как показывает характер визита миссии в Южную Осетию, члены миссии стремятся получить информацию из разных источников, начиная от официальных, представителей НПО, правозащитников и наконец, жителей пострадавших населенных пунктов. Поэтому в программу работы миссии был включен осмотр пострадавших кварталов Цхинвала и сел, где происходили ожесточенные боевые действия. Ожидаемый интерес был проявлен и к Ленингорскому району РЮО, Хейди Тальявини изъявила желание посетить и этот район, правда вместо легитимного названия района употребила грузинский вариант — Ахалгори. Как известно, во время оккупации района грузинские власти переименовали Ленингор в Ахалгори.
Хейди Тальявини особо подчеркивала независимый характер ее работы, утверждая, что они постараются провести расследование максимально объективно и непредвзято. Правда сам факт того, что в Южную Осетию миссия отправилась в последнюю очередь, перед этим побывав в Тбилиси, Москве и Сухуме, кажется немного странным. Было бы логичнее начать расследование с места, где летом 2008 года разворачивались основные события.
Со своей стороны президент Южной Осетии подтвердил готовность руководства РЮО к сотрудничеству с миссией ЕС, отметив, что справедливое расследование будет способствовать укреплению мира и стабильности в регионе, недопущению событий, подобных августовским.
Хейди Тальявини была предоставлена информация о предыстории грузино-осетинского противостояния, начиная со времени, когда единая Осетия раньше грузинских княжеств вошла в состав Российской империи.
В ходе подробного экскурса Эдуард Кокойты рассказал о первом геноциде Южной Осетии в 1920 году, политике ассимиляции и дискриминации, проводимой в годы Советской власти, планомерном обострении ситуации в зоне конфликта с приходом к власти Михаила Саакашвили. И завершил свой экскурс подробным воспроизведением хронологии событий августа 2008 года, начиная со снайперских атак 1-го августа.

Аслан Кочиев