Der Spiegel: Тбилиси нервно реагирует на расследование ЕС августовской войны

Крепко сложенный грузинский генерал Мамука Курашвили, представший 7 августа 2008 года в украшенной орденами униформе перед телекамерами, не слишком разбирался в тонкостях международного права. Тем не менее, командир размещенных в то время в Южной Осетии грузинских миротворческих сил, с неожиданной ловкостью оперируя юридическими понятиями, сумел обосновать необходимость нападения на сепаратистскую провинцию, отколовшуюся от грузинского государства в начале 90-х годов.

«Теперь Грузия решила восстановить во всем регионе конституционный порядок», — объявил Курашвили. Эти слова генерала прозвучали в самом начале пятидневной войны между Россией и Грузией, которая в кратчайшие сроки переросла в наиболее опасную конфронтацию между Западом и Востоком со времен «холодной войны». Этот конфликт наглядно продемонстрировал Европе, что вооруженное противостояние с участием России вовсе не является чем-то немыслимым.

Европейскому Союзу удалось благодаря решительному вмешательству французского президента Николя Саркози в кратчайшие сроки добиться установления перемирия. Тем не менее, европейцы не обладали долгосрочной стратегией в этом взрывоопасном регионе. Поэтому совет министров Евросоюза принял решение о создании особой комиссии. С начала декабря прошлого года дипломаты, историки и специалисты по международному праву пытаются реконструировать ход конфликта. И это им удалось.

По информации еженедельника Der Spiegel, телевизионное выступление генерала Курашвили играет ключевую роль в толковании экспертов. Высказывания военного свидетельствуют о том, что президент Грузии Михаил Саакашвили вовсе не отражал российскую агрессию, как он это до последнего времени утверждал, а наоборот сам начал наступательную войну.

Не исключено, что Курашвили процитировал в своем выступлении приказ за номером 2 от 7 августа 2008 года. Этот документ мог бы пролить свет на вопрос, кто начал эту войну. По словам опрошенного европейскими экспертами российского генерала Анатолия Ноговицина, в тексте этого грузинского указа содержится формулировка «восстановление конституционного порядка».

Если будет доказана аутентичность этого перехваченного российскими секретными службами приказа, то одновременно будет доказана лживость утверждения Саакашвили о российской агрессии. Однако грузинское правительство, ссылаясь на государственную тайну, по сей день отказывается предъявить европейцам этот спорный документ.

По словам западных наблюдателей, руководство Грузии уже утром 7 августа дислоцировало 12 тысяч солдат и 75 танков на границе с Южной Осетией. Обнародованный 9 августа декрет, в котором Саакашвили объявил о всеобщей мобилизации, датирует передвижение российских войск по Рокскому тоннелю восьмым августа — следующим за грузинской атакой днем.

Критически оценивается в отчете комиссии тот факт, что Россия в течение долгих лет выдавала жителям Южной Осетии российские паспорта. Специалисты по международному праву видят в этом вмешательство во внутренние дела Грузии. Тем не менее, похоже, что расследование ставит в затруднительное положение скорее Тбилиси, нежели Москву.

Нервозность, с которой реагирует на расследование независимой комиссии окружение грузинского президента, видна на примере Темури Якобашвили — министра по реинтеграции сепаратистской провинции. Доверенный Саакашвили пытается поставить под вопрос еще не опубликованные выводы комиссии, утверждая, что европейские эксперты якобы финансируются российским энергетическим концерном «Газпром».

Расследование, проводимое европейскими представителями, считается в Грузии особенно политически щекотливым, поскольку все больше былых сторонников авторитарного Саакашвили сваливают на него вину за разразившуюся войну и требуют его отставки. Теперь бывшие соратники хотят вновь, как и 6 лет назад, собрать народ на бульваре Руставели, чтобы потребовать свержения действующего президента. Тщательные расследования европейцев им только на руку.

 www.dw-world.de