Грозит ли конфликт в Южной Осетии новой кавказской войной?

Владимир ЖАРИХИН, замглавы Института стран СНГ: «Есть четыре варианта»

— Есть четыре варианта разрешения конфликта. Первый: примирение в рамках Грузии. Но для этого должна поменяться вся психология и идеология грузин. Они строят мононациональную Грузию. Саакашвили обещал осетинам автономию. Но она даже в грузинской конституции не прописана. Так что это маловероятно.

Второй: присоединение Южной Осетии к Северной. То есть включение в состав России. Без войны это невозможно. В Южной Осетии грузинские и осетинские села перемешаны. Четкая граница может появиться лишь при военных действиях и потоках беженцев. Но война — гибель людей.

Третий вариант: признать Южную Осетию независимой. Но тут — снова проблема неясной границы с Грузией. К тому же у Южной Осетии сегодня нет своих источников существования. Россия ее содержит.

Четвертый вариант: ни мира, ни войны. Что и происходит. Россию обвиняют, что она хочет заморозить конфликт. Но мы это делаем лишь потому, что остальные варианты еще хуже! Есть легенда: Россия держит Грузию за хвост, подогревая эти конфликты. Но мы никаких преференций от этого не имеем! Скорее наоборот. Это наш тяжкий крест постимперского государства.

Вячеслав НИКОНОВ, политолог: «Можем и не отсидеться»

— У Тбилиси исключительно военные настроения. Там считают, что победа в Южной Осетии возможна. В том числе — над российскими миротворцами. Но на месте Тбилиси я бы сейчас проявил сдержанность. Ведь если среди российских миротворцев будут потери, Россия не сможет отсидеться.  

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:

— Надеюсь, нет. Пока это выглядит как проверка на прочность нового руководства России. США и Тбилиси нас просто провоцируют. То, что такая проверка уже стоила жизни шестерым мирным жителям, ужасно. Но политика — штука жестокая, особенно в исполнении Запада.

Любовь СЛИСКА, вице-спикер Госдумы:

— Я бы очень не хотела, но Грузия делает для этого все возможное. Это игра в одни ворота. Таким уродливым способом Тбилиси показывает свои амбиции. Наверное, простым грузинам стыдно за то, что их руководство так самоутверждается.

Рамаз САКВАРЕЛИДЗЕ, политолог, Тбилиси:

— И грузинская, и осетинская стороны сейчас говорят то, что считают нужным для себя. Однако я могу предположить, что ситуацию провоцируют осетины. Зачем, лучше спросить в Москве. Грузинам война невыгодна — мы потеряем западных партнеров, инвестиции и перспективу вступления в НАТО.

Павел ГЛОБА, астролог:

— На прошлой неделе как раз было солнечное затмение. Как правило, многие трагические события, в том числе войны, предвосхищаются таким природным явлением. 17 августа будет еще и затмение лунное. Думаю, после него война вполне вероятна, если дипломаты пустят ситуацию на самотек.

Вахтанг КИКАБИДЗЕ, артист:

— Есть такая вероятность, и очень большая! Слишком много провокаций. Но грузинское руководство и простые грузины за то, чтобы не ввязываться в конфликт, всеми силами.

Михаил ВИНОГРАДОВ, психиатр, профессор:

— Я как-то рисовал в «КП» психологический портрет Саакашвили. Он очень осторожный… Без поддержки Запада он не пойдет на войну. А Запад его, мне кажется, все-таки до конца не поддерживает.

Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:

— Даже мысль такую допускать страшно. Любая война на Кавказе — долгая и трагичная. Надеюсь, в уме молодого грузинского руководства возобладает кавказская мудрость.