«Если будут опускать железный занавес, ненароком могут себе что-нибудь прищемить»

Западные партнеры России начали менять свое отношение к российским инициативам по созданию максимально широкой коалиции по борьбе с террористической организацией «Исламское государство» (ИГ; запрещена в России). Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью «Радио России». 
При этом он, по сути, обвинил Запад в причастности к созданию ИГ — организации, члены которой, как отметил министр, в определенный момент вышли из-под контроля западных держав и «некоторых их друзей в регионе». Также господин Лавров рассказал, почему президента Сирии Башара Асада нельзя называть «магнитом для ИГ» и почему без участия нынешнего главы воюющего государства найти решение конфликта не удастся. Помимо этого глава российской дипломатии прокомментировал опасения по поводу возможности возникновения железного занавеса между Россией и Западом — по его словам, в нынешнюю эпоху «глобализации и взаимозависимости» это невозможно.
Отвечая на вопрос журналистов «Радио России» о том, упростились ли в последнее время отношения руководства РФ с зарубежными коллегами (в частности, в вопросе сирийского урегулирования и борьбы с ИГ), Сергей Лавров напомнил о выступлении российского президента Владимира Путина в конце сентября с трибуны Генассамблеи ООН. Тогда глава государства, обращаясь к руководству западных стран, задал риторический вопрос: «Теперь-то вы понимаете, что натворили?» Ответ, по словам министра, постепенно «начинает поступать».
По мнению Сергея Лаврова, «реакция на то, что происходит в Сирии, стала меняться как раз в период после Генеральной ассамблеи ООН».
Мы почувствовали это изменение в том энтузиазме, с которым была встречена идея полноформатных многосторонних переговоров по Сирии. До недавнего времени наши западные партнеры не хотели создавать инклюзивный, как сейчас модно говорить, круг игроков».
Он пояснил, что речь идет о том, что «все страны, которые так или иначе влияют на ситуацию в Сирии, должны быть представлены» на международных встречах по сирийскому урегулированию.
Министр дал понять, что в итоге эта идея была воспринята и реализована. За последний месяц в Вене состоялись две встречи так называемой Международной группы поддержки Сирии, в ходе которых консенсусом удалось принять два документа. В них, по словам Сергея Лаврова, «изложены принципы, которые Россия продвигала на протяжении всего сирийского кризиса».
Он заверил, что президент Асад «отражает интересы значительной части сирийского общества». «Поэтому мирного решения (сирийского конфликта.- «Ъ»)без его участия найти не получится», — резюмировал господин Лавров.
Глава российского дипломатического ведомства напомнил, что до недавнего времени США отказывались от «глубокой координации» с Россией по сирийской проблематике, утверждая: только уход нынешнего президента Сирии со своего поста «позволит наладить координацию по борьбе с так называемым «Исламским государством», запрещенным в Российской Федерации».
Так или иначе, по словам Сергея Лаврова, сейчас «здравомыслящие политики оставляют в стороне второстепенные вещи и понимают необходимость сконцентрироваться на главном приоритете — пресечении поползновений ИГ завоевать позиции на огромной территории земного шара». Конкретизируя, господин Лавров отметил последние заявления президента Франции Франсуа Олланда. «Он сделал крупный государственный шаг, предложив отставить в сторону все иные разногласия, — напомнил господин Лавров, добавив: — Это полностью вписывается в инициативу президента Путина».
Рассказал Сергей Лавров и о своем видении истории возникновения ИГ. «Период, когда наши западные коллеги и некоторые их друзья в регионе постоянно уходили от политического процесса (в Сирии.- «Ъ»), был сопряжен с притоком огромного количества террористов, экстремистов, иностранных боевиков с целью решения задачи свержения режима(Башара Асада.- «Ъ»). И в какой-то момент, видимо, те, кто этот процесс поощрял, упустили, как и в аналогичных случаях в прошлом, контроль над ситуацией. Террористические инстинкты у этих иностранных боевиков возобладали, и они поняли, что имеют блестящий шанс реализовать ту идею, которую вынашивало это так называемое «Исламское государство»», — рассказал министр. При этом он добавил, что само ИГ фактически было создано «еще в середине прошлого десятилетия ребятами, которых американцы, подержав в тюрьмах в Ираке и Афганистане, потом выпустили». «Процесс вышелиз-под контроля иностранных держав», — резюмировал министр.
Сергей Лавров отметил, что Москва готова к сотрудничеству с Западом по Сирии, и призвал действовать на опережение, потому что «террористы между собой не спорят и прекрасно договариваются».
В интервью он также ответил на вопрос о том, можно ли говорить о новом железном занавесе между РФ и Западом. Вначале министр кратко рассказал историю взаимоотношений СССР и западных держав, отметив: «Предпочтением Советского Союза было сотрудничество». Он напомнил, что в 1954 году именно СССР предложил заключить общеевропейский договор о коллективной безопасности, но предложение было отвергнуто. «Был взят курс на консолидацию прозападных сил в рамках НАТО, и потом СССР начал отвечать не столько дипломатическими, сколько конкретными военными и иными методами, включая сооружение Берлинской стены, которая в материальном и символическом смысле наиболее близко воплощает собой понятие железный занавес», — рассказал Сергей Лавров.
Что же касается опасений о возможности возникновения нового железного занавеса, то, как отметил министр, сейчас — в эпоху «глобализации и взаимозависимости» — это невозможно.
Павел Тарасенко
Коммерсантъ-Online