Общественное мнение о формировании Правительства РСО-Алания

Осенью 2016 года, после избрания Главы республики, будет создан новый кабинет министров РСО-А. В связи с этим возникает необходимость определения отношения общества к процессам, происходящим в органах исполнительной власти, в частности к формируемому кабинету министров, состоящему на сегодняшний день из временно исполняющих обязанности. 
В целях решения данной задачи Северо-Осетинским отделом социологических исследований ИСПИ РАН и кафедрой социологии и социальных исследований СОГУ в мае — июне 2016 года был проведен телефонный опрос о формировании Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Всего были опрошены 1 059 респондентов, проживающих в г. Владикавказе. 
Эмпирический материал исследования показал, что почти половина респондентов не владеют информацией о деятельности Правительства РСО-А. В частности, 48,0% опрошенных не смогли ответить на вопрос о предпочитаемой кандидатуре на должность Председателя. 
Мнение респондентов об оптимальном количестве министерств выглядит следующим образом:
— не более 11-12 вместе с комитетами — 7%,
— сократить на 70% — 7%,
— сократить на 60% — 2%,
— сократить на 50% — 21%,
— сократить на 30% — 5%,
— оставить 8 с комитетами — 7%,
— оставить не более 7 — 12%,
— объединить родственные и оставить не более 40% — 4%,
— раздутый госаппарат не дает должного эффекта, поэтому не более 10% — 2%,
— если, допустим, нет госсобственности (транспорта, баз туризма), то комитеты не нужны — 4%,
— в каждом министерстве оставить по одному министру и помощнику, комитеты убрать — 7%,
— затрудняюсь ответить — 18%.
Как видно, практически все респонденты выступают за сокращение численности властных структур РСО-А. Есть и радикальные высказывания, предлагающие сократить правительство на 50%. 
Носители власти в любом обществе находятся в фокусе внимания, так как от деятельности этих лиц в значительной степени зависит способность достигать желаемых целей в существующих условиях.
О том, что необходимо проводить глубокую реформу госслужбы и менять мотивацию бюрократии, никто не сомневается. Вопрос в том, какие конкретные меры необходимо осуществить для того, чтобы заработал госаппарат, адекватный реалиям XXI века.
На наш взгляд, можно обозначить следующие направления реформы государственной службы:
— определение полномочий каждого бюрократического органа, которое должно обозначить границы компетенции чиновников, за выход из которых последует наказание. Для обеспечения контроля за этим со стороны граждан должна быть создана система специализированных административных судов, существующая сегодня во многих развитых странах;
— сокращение регулирующих функций органов исполнительной власти, развитие различных форм самоуправления. Это касается всех сфер общественной жизни: экономики, системы выборов, средств массовой информации и многого другого;
— внедрение контрактной системы. Претенденты на занятие тех или иных позиций в госаппарате должны проходить конкурсный отбор. Для обеспечения кадровой ротации срок заключаемого контракта не должен превышать 4 года (для политических назначенцев — срок полномочий избираемого политика). Здесь Россия может последовать примеру Великобритании, где чиновники при вступлении в должность сдают квалификационный экзамен, а затем подписывают контракт с министерством на определенный срок. Кроме того, в Великобритании госслужащие проходят аттестацию (обычно один раз в пять лет);
— внедрение стандартов государственных услуг. Необходимо последовательно внедрять стандарты государственных услуг, которые позволят упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед гражданами и общественными организациями, внедрить критерии оценки работы госслужащих, изменить мотивацию действий чиновников. Базой для оценки эффективности их работы должен стать общественный мониторинг результатов деятельности посредством исследований независимых социологических организаций;
— снятие барьеров для прихода специалистов «извне». Для преодоления замкнутости государственной службы необходимо создать каналы для привлечения квалифицированных специалистов из других сфер — бизнеса и науки;
— разработка и внедрение этического кодекса государственных служащих. Примером может стать Кодекс этики правительственной службы США, принятый Конгрессом в 1958 году. Этический кодекс будет призван устанавливать систему моральных требований к поведению государственных гражданских служащих, способствовать исполнению возложенных на них обязанностей, тем самым повышая авторитет госслужбы в РСО-А;
— открытость органов исполнительной власти для общества. Граждане должны иметь возможность получения информации о работе государственных служащих. Любые министерства и ведомства РСО-А обязаны давать ответы на вопросы граждан и публиковать подробные отчеты о расходовании выделенных из бюджета средств. Все нормативные документы, касающиеся деятельности бюрократических структур, должны выкладываться в Интернете;
— совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества. При всех органах исполнительной власти необходимо создать наблюдательные советы из представителей профильных НКО. На обсуждение этих советов должны выноситься готовящиеся принимаемые властями решения по принципиальным вопросам.
Если указанные меры будут реализованы, то по опыту развитых стран можно предположить, что система государственной службы РСО-А изменится к лучшему. Служащие будут находиться под пристальным контролем общества. Общее число чиновников сократится, при этом повысятся производительность и уровень оплаты их труда.
Х. В. Дзуцев, 
доктор социологических наук, профессор, заведующий Северо-Осетинским отделом социальных исследований Института социально-политических исследований РАН, заведующий кафедрой социологии и социальной работы Северо-Осетинского госуниверситета им. К. Л. Хетагурова
http://www.pulsosetii.ru/article/6401