Северная Осетия-2016: перезагрузка власти

Социолог Ирбек Дзусов подвел итоги года в РСО по просьбе КАВПОЛИТа. Серию материалов, подводящих итоги 2016 года, КАВПОЛИТ продолжает Северной Осетией — регионом, где в начале года произошла драматичная смена власти. После смерти Тамерлана Агузарова, возглавлявшего республику меньше года, новым руководителем Северной Осетии стал Вячеслав Битаров, в недавнем прошлом успешный бизнесмен и депутат республиканского парламента.
За первые месяцы своей работы Битаров показал, что не намерен изменять курсу своего предшественника, и всерьез взялся за хронически запущенные проблемы республики — высокую закредитованность бюджета, отсутствие знаковых инвестпроектов, земельные конфликты, коррупцию на всех уровнях управления, а главное, оторванность власти от народа.
Активность нового главы в этих направлениях быстро повысила авторитет власти у населения Северной Осетии, и в наступившем году команде Вячеслава Битарова очень важно выдержать набранный темп.
О том, какие запросы к власти в уходящем году сформировались в Северной Осетии, КАВПОЛИТу рассказал кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии СОГУ Ирбек Дзусов, под руководством которого выполнен ряд исследований общественного мнения в республике
— В 2015 году смена власти в Северной Осетии создала в обществе большие надежды на перемены, но Тамерлан Агузаров, с чьим именем эти надежды в первую очередь ассоциировались, к сожалению, смог проруководить республикой всего несколько месяцев.
Тем не менее его преемнику Вячеславу Битарову удалось продолжить начатый курс на перемены, поэтому уровень ожиданий от новой власти по-прежнему высок.
Как вы думаете, эти ожидания уже стали себя оправдывать? Или же этот момент наступит еще нескоро, учитывая глубину кризиса в республике?
— Вы правы: от предыдущего руководства Северной Осетии досталось крайне непростое наследство, и уровень ожиданий от смены власти действительно был очень высок.
Но не думаю, что стоит ожидать какого-то сиюминутного претворения этих ожиданий в жизнь. Думаю, население республики достаточно трезво смотрит на ситуацию.
Мы проводим соцопрос по итогам ста дней работы Вячеслава Битарова в должности главы республики, и его итоги, как мне кажется, должны подтвердить это предположение.
С другой стороны, мы непосредственно видим работу главы республики.
Об этом можно судить как минимум по новым кадровым назначениям, по пересмотру ряда решений в земельной сфере, не говоря уже о ряде уголовных дел в отношении чиновников, что также можно записать в его актив.
Кроме того, изменилось само содержание деятельности главы республики.
Судя по тому контент-анализу публикаций в СМИ, который мы периодически проводим, порядка 80% его работы посвящено экономическим вопросам.
Как выходец из бизнеса Вячеслав Битаров прекрасно понимает значимость экономического базиса для региона, и его внимание к этому направлению было вполне предсказуемо.
Определенные результаты в этой сфере мы уже видим.
Не так давно Северная Осетия была одним из самых закредитованных субъектов федерации, а сегодня мы входим в число лидеров по динамике повышения доходов бюджета за счет собственных средств.
— За счет каких источников это происходит? Удалось ли мобилизовать какие-то новые доходы в бюджет, о чем не раз говорили и Битаров, и покойный Агузаров?
— Сейчас заметно растут поступления доходов от алкогольной отрасли, происходит ее легализация.
Глава республики встречался с руководителями ряда алкогольных предприятий и заверил их, что будет способствовать возрождению отрасли.
И это очевидно: в производстве алкоголя Осетия преуспела, у нас есть для этого все мощности и налаженная инфраструктура.
Водка — это наша своего рода нефтяная скважина, и глава прекрасно понимает, что эту промышленность надо поднимать.
Один этот эпизод показывает, что новый глава настроен на диалог с бизнесом.
Предыдущая власть настолько закостенела, что не рвалась обращаться к предпринимателям, в том числе нашим землякам, которые состоялись в бизнесе за пределами Осетии. Для такого взаимодействия даже ставились определенные препоны.
Битаров в этом смысле человек других взглядов.
Можно вспомнить организованный им визит в Северную Осетию основателя компании «Евродон» Вадима Ванеева, с которым были достигнуты договоренности о создании в республике сети его фирменных магазинов, а в перспективе и производительных мощностей.
Совсем недавно было достигнуто соглашение с компанией «Спайка» из Армении об инвестициях порядка 3,5 миллиарда рублей в закладку яблоневых садов и фруктохранилищ. Это впечатляющая сумма для нашей республики.
Отдельно стоит отметить активизацию республики в участии в федеральных целевых программах — раньше такой широкой представленности в ФЦП вообще не было.
Насколько я понимаю, Вячеславу Битарову удалось найти необходимые аргументы в разговорах с министрами федерального уровня, чтобы добиться минимальных условий по софинансированию со стороны региона, и сегодня республика в эти программы смогла войти.
Прежняя власть не могла добиться нужного процента собственных вложений и просто отказывалась от участия в них.
Если резюмировать, то сейчас перед республикой открылись новые окна возможностей — прежде всего, конечно, благодаря личным качествам главы.
Его контактность, энергия, деловые способности — все это имеет большое значение.
В то же время ему еще предстоит перестроиться на совершенно другие рельсы — государственно-управленческого характера.
— Легко ли, на ваш взгляд, происходит эта адаптация? Тут сразу напрашивается аналогия с Дональдом Трампом, которому сейчас тоже нужно, в сущности, предстать совершенно другим человеком.
— То, что адаптационный процесс происходит, это очевидно, однако не хотелось бы, чтобы эта трансформация привела к обычной ситуации во власти, а именно вновь вернула все в прежнее безмятежное, спящее состояние.
Пока Битаров скорее привносит в деятельность властных структур свои навыки бизнесмена — энергичное желание улучшать мир вокруг себя.
По своим знакомым в правительстве республики могу судить, что глава заставляет людей работать — это само по себе серьезное подспорье к выравниванию ситуации в республике.
Нас, граждан, элементарно радует хотя бы тот факт, что чиновники трудились в поте лица, пока мы отдыхали в новогодние праздники.
Можно вспомнить и те субботники с участием чиновников, которые проводил Битаров и сам в них принимал участие.
То же самое — в плане открытости для людей: например, встречи с населением в районах.
Вообще за последнее десятилетие мы отвыкли видеть, как чиновники работают, так что новый подход людям нравится.
Сейчас просто приводится в тонус заржавевший механизм.
— Чем сейчас встречи республиканской власти с населением отличаются от тех, что проходили раньше?
— Люди оказались в непростой ситуации.
Закон о муниципальных образованиях познакомил нас с феодализмом на практике, породив в лице глав этих образований своего рода князьков.
Проводимые исследования показывают сложившуюся социальную напряженность и антагонизм населения в отношении власти на местах, которая на деле оказалась крайне неэффективной и недоступной для людей.
Поэтому серия встреч с главой республики фактически стала проявлением протестной активности населения.
И глава, как оказалось, готов слушать людей и по возможности решать накопившиеся проблемы.
— Что вы можете сказать о команде Битарова? Она уже состоялась, или пока главе приходится полагаться прежде всего на собственную харизму?
— Могу сказать, что среди людей, пришедших с ним во власть, есть профессионалы своего дела — ставка делается на тех, кто уже зарекомендовал себя, у кого за спиной есть какие-то реальные проекты.
При этом, насколько мне известно, с министрами заключен договор на год — посмотрим, как они себя проявят. Договор всегда можно и не продлевать.
Конечно, можно и сейчас уже усомниться в перспективности некоторых моментов.
Например, в сфере молодежной политики, которая в рамках реформы управления была выведена из министерства по делам молодежи физической культуры и спорта.
Статус комитета правительства должен был придать молодежной политике новые акценты, однако на деле нет никаких серьезных программ, проектов и даже лозунгов.
Не выстроена системность, молодежь Осетии по-прежнему предоставлена сама себе.
Если и есть что-то знаковое, то лишь в спорте, и то благодаря отдельным личностям — Сослан Рамонов, Мурат Гассиев и другие.
Чтобы не быть голословным, скажу, что более 57% студенческой молодежи сегодня не состоят ни в каких общественных организациях, всего 20,4% посещают спортивные секции.
В целом общий вывод проведенного нами исследования по молодежи заключался в ее тотальной политической и общественной аморфности, неразвитом гражданском сознании на фоне жалкой погони за удовольствиями. 
— Есть ли признаки того, что до Северной Осетии добралась такая тенденция, как усиление взаимодействия власти с общественными организациями?
— Такая работа ведется. Я общался с представителями самых разных общественных структур — молодежных, культурных, религиозных, и все они говорили о том, что им была обещана со стороны власти всяческая поддержка.
Сегодня глава пытается «завести» общественный механизм в республике, и очень приятно, что обратили внимание именно на тех, кто этой деятельностью реально занимается.
Это вдвойне примечательно потому, что некоторое время назад в нашей республике также говорилось о поддержке общественных организаций, но эти структуры оставались лежать мертвым грузом и абсолютно не работали.
— Еще одна ключевая тема 2016 года для Северной Осетии — антикоррупционные разбирательства, связанные с предыдущей властью. Насколько, по вашей оценке, сейчас силен общественный запрос на усиление борьбы с коррупцией в республике?
— Вскоре после того, как в прошлом году состоялась первая за десятилетие смена власти, мы много слышали о том, что республика — банкрот, заложена, перезаложена и так далее, но не увидели никаких громких дел.
Ожидания, что борьба с коррупцией начнется, безусловно, были, хотя в какой-то момент и они поугасли.
Но с приходом Вячеслава Битарова, за сто дней его работы без приставки «врио», уже можно утверждать, что правоохранительные органы ведут реальную работу — мы это видим по ряду уголовных дел, в том числе в отношении экс-мэра Владикавказа Дзантиева и бывшего главы управления Росимущества.
Поэтому ожидания, что антикоррупционные расследования будут продолжены, сейчас снова весьма высоки.
— Естественно, нельзя обойти стороной вопрос об отношениях с Ингушетией. Как вы думаете, есть ли уже первые признаки того, что при новой власти диалог с соседями станет более эффективным и содержательным?
— Для начала я бы вспомнил регулярно проводящиеся социологические исследования на тему патриотизма и отношения к понятию «Родина».
Население республики в ходе таких исследований обычно говорит о традициях, обычаях, образе жизни народа.
И Вячеслав Битаров всячески демонстрирует, что ценности своего народа ему не чужды, причем это не популизм.
На моей памяти впервые в этом году прозвучало поздравительное обращение главы в традиционный осетинский праздник Джеоргуыба.
Конечно, некоторые жесты главы вызвали неоднозначные комментарии, но его смелость в вопросе национальных традиций многим импонирует.
Судя по опросам, общество в целом положительно относится к этому.
Все это значит, что мы можем смело доверять главе и в вопросах межнациональных отношений и не бояться, что он внесет какой-то разлад в устоявшийся за это время мир.
Он способен продемонстрировать свою позицию, которая никак не будет ущемлять интересов Северной Осетии, но в то же время и задевать достоинство наших соседей.
Собственно, это и показала история со скандальным сюжетом об осетино-ингушском конфликте на телеканале «Звезда».
Более чем уверен, что сделанные каналом оргвыводы стали итогом работы главы Северной Осетии и его администрации.
Здесь, безусловно, следует отметить и то обстоятельство, что профильное министерство в республике возглавил опытный управленец, общественник, прекрасный историк Аслан Цуциев.
Уверен, что его опыт и знания межнациональной проблематики будут только на пользу делу.
— Появились ли какие-то новые тенденции в отношениях с Южной Осетией? Нет ли в Северной Осетии определенного недовольства в связи с постоянными политическими пертурбациями в этой республике?
— Мы прекрасно понимаем, в какой ситуации оказались наши братья, и никакого напряжения ситуация в Южной Осетии у нас не вызывает, а те политические движения, которые там происходят, — это неизбежный элемент в становлении государственности.
Более того, сейчас вряд ли стоит проводить какое-то деление между Северной и Южной Осетией.
Скорее стоит говорить о нарастающем единстве, шероховатостей все меньше и меньше.
Несколько лет назад, конечно, можно было говорить о некотором застое в становлении Южной Осетии.
Но сейчас экономика республики переживает переход в новую фазу развития.
Поэтому я думаю, что новое руководство будет смотреть на взаимодействие с Южной Осетией несколько иначе, чем это происходило до него.
В наши отношения, уверен, будет внесено больше рационального. 
— На каких направлениях работы, на ваш взгляд, руководство Северной Осетии сконцентрируется в наступившем году?
— 2017 год по всем прогнозам будет очень тяжелым для России, и для главы Северной Осетии он тоже станет серьезным экзаменом.
Поэтому будет очень интересно наблюдать, как его опыт работы в бизнесе, общественной деятельности и политике сможет помочь республике в это непростое время.
Проблемы в экономике Северной Осетии еще далеки от решения, поэтому прежде всего нам требуется подушка безопасности в виде реализуемых инвестпроектов.
Одновременно требуются большие усилия по приведению в порядок всей социальной сферы, ее инфраструктуры.
А с доставшимся нам бюджетом и в целом наследием предыдущей власти решение этих вопросов окажется очень непростым.
http://kavpolit.com/articles/severnaja_osetija_2016_perezagruzka_vlasti-30995/