20 сентября 2002 года в Геналдонском ущелье сошел ледник Колка. Насколько сегодня мы можем чувствовать себя в безопасности?

Игорь ВАСЬКОВ, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры прикладной геологии СКГМИ:

— Сейчас нам повторение катастрофы не грозит и не будет грозить еще ближайшие 250 лет. Для того чтобы произошел обвал, надо, чтобы природа его подготовила. Чтобы склон приобрел неустойчивое состояние. Сейчас там угол склона осыпается и находится в пределах 34 градусов, а перед обвалом он был 57 градусов. И плюс к этому необходим климатический фактор.

Владислав ЗААЛИШВИЛИ, врио директора Геофизического института — филиала ВНЦ РАН, заведующий лабораторией геофизики и геофизических наблюдений:

— Сразу после схода Колки в содружестве с СКГМИ нашим институтом был создан Кармадонский параметрический полигон, сейчас это уже сеть станций. Основные оборудованы в Кармадоне, во Владикавказе, а третья установлена рядом с Колкой на высоте 2970 м. Практически сейчас мы можем видеть все — и падение висячих ледников, и любые сдвиги. Но осталось решить одну проблему. Мы закупили, установили, настроили антенны на наших станциях. Когда мы их подключим, сможем вести наблюдения в режиме реального времени. Пока мы собираем информацию вручную, на станцию за ней поднимается альпинист. Для включения действующей системы наблюдения не хватает 1 млн 200 тысяч рублей. Надеюсь, эти средства в республике найдутся.

Фатима ХАЦАЕВА, кандидат географических наук, декан факультета географии и геоэкологии СОГУ:

— Безопасность понятие относительное. Если говорить о Колке, то ледниковый цикл — 60 лет. Это цикл солнечной активности, которой подчиняются очень многие процессы в природе, в том числе катастрофические явления. Ложе будет в дальнейшем наполняться ледником, и в зависимости от того, как наберется критическая масса, произойдет его сход. Поэтому около 60 лет у нас есть для принятия решений.

Наблюдать необходимо и Даллагкауский оползень, он находится у устья реки Мамисондон. Чуть ниже находятся оползни Мсита и Калм. Поскольку Зарамагское водохранилище построено в тектонически активной зоне, стоит ожидать определенных проблем. Представляют постоянную опасность и Зинцарские, Мацутинские оползни и т.д.

Иван АЛБОРОВ, доктор технических наук, профессор, вице-президент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности:

 

— Безопасность природная, техногенная или природно-техногенная зависит от мониторинга окружающей среды, и на сегодняшний день он ведется. Чем глубже мониторинг ведется, тем уровень риска является меньшим, то есть предсказуемым. В настоящее время есть все основания предвидеть возможность наступления риска. Что касается схода ледника Колка, то это был период, когда все виды мониторинга были сведены на нет, поэтому в итоге оказалось такое количество жертв. На сегодняшний день уровень риска значительно меньше, чем был тогда. Но он сохраняется, поскольку отсутствует картирование всей территории по уровню риска.
http://sevosetia.ru/news_full/Obshestvo/20-sentyabrya-2002-goda-v-Genaldonskom-ushele-soshel/