Даурбек Макеев. АЦАТÆ.

Вступление.

Наряду с официальными религиями христианством и исламом в Осетии жива и народная религия, передававшаяся из поколения в поколение на протяжение тысячелетий. Эта религия проявляется в обычаях, традициях, молитвенных обрядах и устном народном творчестве осетин. Нартский эпос основной носитель религиозного мировоззрения наших предков. Многие осетины, считающие себя атеистами, христианами или мусульманами, делают три пирога, ставят на стол мясо жертвенного животного и поднимают бокал с молением и при этом не осознают, что этот обряд молитвы не имеет никакого отношения ни к одной из официальных религий.

Этот молельный обряд есть наследие другой религии, оставшейся нам от предков. Религии настолько естественно вжившейся в сознание каждого представителя нации, что в народе не осознают молитвенные обряды этой веры как нечто религиозное, в том понимании, как это касается христианства или ислама. Доходит иногда до смешного. Старики, выросшие на почве марксистской идеологии и считающие себя атеистами, ни в коем случае не пропустят возможности помолиться Хуыцау (Богу) в рамках обычаев предков, при этом если спросить его верит ли он в Бога, он ответит отрицательно, спросить его: «Молился ли ты когда-нибудь Богу?», так же ответит отрицательно, но если указать ему на его моленье, то он скажет: «Æмæ уый у Хуыцаумæ куывд» и при этом добавит: «Цæй молитвæйы кой кæныс?».

Почему так происходит? Дело в том, что у нас существуют государственные религии. Идеологии, которых не соответствуют народной религии осетин, и более того, заинтересованные в активнейшем подавлении последней. Официальные религии способствуют укреплению существующей власти, гарантом которой служит лозунг обожествления власти, а так же принцип «разделяй и властвуй». Народная же религия способствует укреплению единства, самосознания, сплоченности народа, а так же сохранению народной исторической памяти. Она не рекламируется как религия, и остается в сознании граждан как нечто естественное и само собой разумеющееся.

В своей статье «Дихотомия в истории религий» Василий Иванович Абаев писал:»Кто выступает обычно носителем темного начала в истории? Ответ был для нас однозначный и бесспорный: государство. Кто несет в истории начала добра и света? Ответ опять был для нас ясным: народ в лице его лучших представителей, подчеркиваю – лучших; худшие становятся прислужниками государства…. Государственная власть заинтересована главным образом в самосохранении и самовоспроизводстве. К этой своей цели она стремится подстегнуть всю идеологическую сферу: религию, философию, науку, литературу, искусство. И, к чему бы она ни прикоснулась, она все иссушает, делает бездушным, деформирует на потребу своих интересов. К счастью в недрах народа продолжает жить и развиваться вольная, неофициальная, подлинно национальная культура, не окропленная мертвой водой государственной регламентации». (Избранные труды. Религия фольклор литература. Абаев В.И. ИР Владикавказ 1990 г. стр.72).

И если прежде обычаи и традиции осетин, естественно выходящие из религиозного мировоззрения предков, передавались из поколения в поколение, то сегодня этот процесс испытывает трудности в связи с изменением бытового уклада. Многие осетины забывают свои корни, свою историю, свой язык. Поэтому назрела острая необходимость в дополнение к традиционной (семейной) передаче духовной мудрости предков использовать и современные методы. В связи с этим мы предлагаем посетителям нашего сайта ознакомиться с основными положениями народной осетинской религиозной концепции. Религия осетин, как и положено для всех религий, имеет свою версию возникновения вселенной, возникновения человека, и возникновения Истинной веры.


1.

Ацатæ, именно так назывался клан посвященных нартов, хранивших чашу Уасамонга (Уас указующая), символическую чашу знаний. На территории этого клана происходили общественные молебны нартов. Этот клан перенял, если можно так выразиться, жреческие функции Аллагатæ, и он являлся хранителем тайных знаний Уас. Мистические таинства этого клана дошли до сегодняшнего дня в традициях, обычаях и верованиях осетин. Впрочем, избегая каких либо утверждений, правильнее предоставить читателям самим убедиться в этом.

Теологический анализ нартского эпоса осетин позволяет выявить четкую картину религиозных воззрений наших предков. В эпосе есть картина создания мира Богом, создания человека, и создания Нартов носителей Истинной веры. Эти тексты я хочу привести к вашему вниманию. Язык мифа – это язык аллегорий. С одной стороны, он очень прост и лаконичен, но с другой, непривычен и поэтому непонятен для многих наших современников. Поэтому, предлагая текст нартского эпоса, я буду сопровождать его комментарием. Хотелось бы обратить внимание читателя еще на один факт, изолированность осетинской духовной культуры обеспечена последними веками активной христианизации и исламизации региона, прежде, та духовная культура носителями которой до сего дня являются осетины, была довольно широко распространенна на территории Евразии. Этот факт дает нам широкие возможности в восстановлении прежних ценностей рассматриваемого нами религиозного учения.

«Дзырдтой нæ буц фыдæлтæ, раджы мæнг Дуне дам уыди фынæй, æмыр æмæ сауталынг. Стæй арвыл фæзынди мæйы зынг, стъалыты æрттывд, æмæ кæрæй – кæронмæ нывæндгæ рацыд Æрфæныфæд. Уыйфæстæ æссыгъди Сæуæхсид, æмæ цъæх арвыл фæзынди хуры цалх. Арвы цæссыгæй зæххыл сывзæрди алцы `ппæт дæр: хæхтæ æмæ дон, бæлас æмæ дыргъ, кæрдæг æмæ хор. Фæзындысты сырдтæ. Уалынджы хуры тæвдæй сулæфыд фурд, æмæ фæзындысты Донбетыртæ. Сæ рухсы æндæргфæрдыгау цæхæртæ ацагъта æмæ арвæй фесхъиудта зынджысталфæн, æмæ куы `рхаутта, уæд сау фæнык фестади зæххыл. Хуыцау ысфæлдыста уыцы æрвон арты сыгъдонæй Нарты.
Хъус-ма, ног фæлтæр, æз дын ракæнон Сырдоны фæндырæй нæ рагон фыдæлты æгъуыстаджы кадæг, æз дын фæдзурон сæ таурæгътæ». («Рассказывали наши предки, что в давние, давние времена Вселенная спала в безмолвии и во мраке. Затем однажды зажглась Луна, сияние звезд появилось на небе, и волной от горизонта до горизонта раскинулся по небу Млечный путь. Затем зажглась Полярная звезда, и на синем небе возник солнечный круг. Из небесной слезы возникло на Земле все: горы и вода, дерево и плод, трава, колос и звери. От солнечного тепла вздохнул океан, и появились Донбеттеры. Блеснув подобно алмазу, упала с неба искра, и черным пеплом покрылась Земля. И Бог создал из этого пепла Нартов. Послушай, молодежь, я спою тебе, играя на лире Сырдона, древнюю песнь наших предков, расскажу тебе их предания».) Так начинали свои повествования сказители. Как видно из текста, здесь изложена примерная концепция зарождения мира. Думаю, интересно будет нашей молодежи знать, как это себе представляли наши предки.
Далее обратим внимание на вопрос о сотворении человека. Поэтому из повествования о сотворении мира мы выделим лишь один эпизод: «Сæ рухсы æндæргфæрдыгау цæхæртæ ацагъта æмæ арвæй фесхъиудта зынджысталфæн, æмæ куы `рхаутта, уæд сау фæнык фестади зæххыл. Хуыцау ысфæлдыста уыцы æрвон арты сыгъдонæй Нарты». ( Блеснув подобно алмазу, упала с неба искра, и в черный пепел превратилась Земля. И Бог создал из этого пепла Нартов.) Это к вопросу о появлении Нартов.

Теперь о народах, живших до Нартов. «Сотворив мир, Бог решил создать людей. По Его велению на земле появились уадмиры. Были это люди огромные и сильные, в ущельях они не помещались, земле их было трудно выдержать.
Триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за уадмирами камбада – умом и силой на уадмиров похожие, а ростом невысокие, не выше нынешних десятилетних детей. Слишком маленькие оказались камбада для жизни на земле.
Триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за камбада гамеров, но и они оказались слишком велики и ростом, и силой. И еще триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за гамерами гумиров. Триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за гумирами новый народ, Нартов, и удались они ему, ростом и силой были под стать земле». (Нарты. Осетинский героический эпос. Книга 2. С.6. Москва. Наука,1989)

Это один из первых кадагов осетинского нартского эпоса. Как видим, содержание эпоса не совпадает с официальной точкой зрения христианства на проблему происхождения человека. Не соответствует она и библейской версии о едином Боге. Ведь с точки зрения сторонников аврамических религий, идея единого бога зародилась в среде израильского народа. И официальной причиной борьбы христиан с «устаревшими», «языческими» взглядами осетин, является многобожие их традиционных (мифических) верований. Но есть мнение, упреждающее мою наблюдательность о том, что идея «единого Бога» возможное заимствование из христианства. Поэтому не будем торопиться с выводами, а продолжим наш анализ текста дальше. Для этого мы приведем текст с аналогичной темой из Библии. «И создал Бог: зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю и над всеми гадами пресмыкающимися на земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1;25,26,27). Как мы видим, взгляд христиан и творцов Нартского эпоса на проблему появления человека различен. В осетинском варианте Нартского эпоса говорится о существовании предшественников человека современного вида (уадмиры, комбады). Библия не учитывает процесса эволюции и исходит из того, что человек появился в результате божественного творческого акта сразу и в совершенном виде по образу и подобию Бога. На этом основании мы можем утверждать, что христианство не оказало никакого влияния на представления наших предков по данной проблеме. Кадаг о сотворении людей возник независимо от христианской концепции появления человека. Соответственно, и идея единого Бога у осетин возникла вне зависимости от христианства.

Нартовский вариант сотворения человека, вызывает интерес и в силу некоторых других причин. Так, с точки зрения археологии и антропологии появлению современного человека (Homo sapiens) предшествовали существа с иной внешностью, отличавшиеся от людей нынешних умом и силой. Нам известно, что древними обитателями Земли были: питекантропы, архантропы, синантропы, неандертальцы, и лишь после них появился современный человек. Совершенно очевидно, что достижения современной науки, и взгляды наших предков на эту проблему не противоречат друг другу. Откуда же эти знания могли появиться в недрах столь архаичной культуры, в среде, в которой зарождался нартский эпос? Если Библейские истории можно приписать воображению, то к чему привязать столь точное отражение действительности в нартском эпосе? Здесь есть о чем задуматься.

Однако, мы не будем отдавать свои мысли полету воображения и продолжим анализ следующего по хронологии текста нартского эпоса…

Продолжение >>>